Александр Балтин

ВЫСОКОЕ ДОНОРСТВО

* * *
Воздушный шарик улетает —
Лети за ним, легка, душа.
Но тело плотно, не пускает —
Ей, столь привычною, дыша
Оставь же на скамейке тело,
Душа, и в мир цветов войди —
Получишь нежный опыт, белый,
Узнаешь новые пути.
К деревьев миру приобщившись,
Узнаешь рост — до самых звёзд.
Вернёшься в тело, приоткрывшись
Тому, что дарит звёздный мост.
Воздушный шарик улетает,
Ты в теле продолжаешь быть.
Порой не очень-то пугает
Смерть, что едва ли пережить.

* * *
В пещере зреет виноград
Грядущего — не зрим, конечно.
Иосиф взять младенца рад,
Свет пробуя понять нездешний.
Уставшая Мария спит,
И на виске играет жилка.
Пещера — дом сейчас. И быт
Налажен скромно — схемой жизни.
Вздыхает серый ослик, мил,
Вздыхает серый вол красивый.
Иосиф чистотою жил,
Теперь пристало — перспективой.
Мария спит. Качает он
Тихонько в колыбели сына.
Чтоб мир — что вечно воспалён
В дальнейшем от греха отхлынул.

РАНЫ РЕИНКАРНАЦИИ

Реинкарнации раны
Я врачевал неустанно
Формами бытия
Новыми… Византии
Сияют тома золотые,
Читывал некогда я.

От Атлантиды что ли
Корни кромешной боли?
Мощно изъятый из
Яви огромный остров.
Боль ощущаешь остро в
Сердце, теряя жизнь.

Сколь Вавилона громады —
Из камня подобие сада —
Были знакомы мне?
Реинкарнации точки
Многие вспыхнут точно
В слишком глубоком сне.

Степень духовного роста
Реинкарнация просто
Указывает тебе.
На Тридцатилетней ярой
Убит был — насколько яркий
Воин? Не верил судьбе…

Консистории коридоры…
Приглушённые разговоры.
И надо идти опять.
Любовь — вечный двигатель жизни,
Он до духовной отчизны
Всех способен поднять.

ОТЕЦ ИОНА

Шабли за завтраком отец
Иона любит с осетринкой,
С груэром закусить тартинкой,
Две груши скушать под конец.
Потом — бассейн, потом везёт
Автомобиль к докладу в клубе.
Лоснятся масляные губы
Отца — какой обед грядёт.
Он толст — отец сей, и речист…
А эрудицией богатый
Им заново распят распятый,
И жизнью — нежной, как батист.

* * *
Отец небесный, Отче Наш —
Понятье колоссальной силы.
Души своей менять пейзаж
Насущно в теме перспективы.
Своё сыновство доказал
Иисус Христос.
Молитва смысла:
Так Отче наш нам передал,
Тут с небом золотая смычка.
Любое слово в глубину
Уходит мощными корнями.
Молитву выучи одну,
И осознай — не будешь в яме.
Стих каждый Отче Наш душой
Произнести насколько сможешь —
Соприкоснёшься с глубиной
Небесной, и другим поможешь.

ДУША ПОЭТА

— Меня что соблазняешь, Мефистофель —
Уж лучше коммерсанта соблазняй,
Ведь я поэт, я всё о катастрофе,
О входе не мечтаю больше в рай.
— Тебя мне интереснее — богаче
Твоя душа…
И, как из табакер-
ки чёртик — коммерсант: а как иначе?
Любитель денег, не любитель сфер.
— Давай со мной поговори, приятель! —
Лощёный, Мефистофелю речёт.
— Душа моя совсем не мелочь, кстати,
Но денег мало. Нужен мне почёт.
— Душа усохла у тебя, в пупырках.
Иди назад, верней — ныряй назад
В ту табакерку, и сиди в опилках
Мечты, пока не призывает ад.
Мордатый вор в законе весь в наколках:
— Готов я соответствовать. Готов.
— А мой и так ты… И в глазищах волглых
Видны гирлянды дорогих грехов.
Политик был, речь пафосную начал,
Да Мефистофель тотчас оборвал.
Поп в рясе шёлковой — А как иначе, —
Басил, — всегда доход я уважал.

Поэт молчал, и думал Мефистофель,
Как устремлённость вверх теперь редка.
Поэт молчал, в уме слагая строфы,
И мучила его тоска.

ВЫСОКОЕ ДОНОРСТВО

Кровь — тайна жизни, глубина,
Тяжёлый гул, густая сущность.
Пролитие её — вина,
Грех, чья вполне отвратна тучность.
Больная кровь, плохая кровь…
И донорство уже — как жертва,
Тут помощь без игры и жеста,
А не провал в греховный ров.
И донорство любых сортов
Сакральным светом осиянно.
Бог — Слово, за каким любовь,
Как сказано у Иоанна.
Когда любовь в нас вмещена,
То ей пристало поделиться.
И вот тогда земля должна
Духовностью преобразиться.

ИГНАТИЙ БОГОНОСЕЦ

Как Бога нёс в себе? Нам не понять —
И как зверей мечтал призвать, и им
Телесный куль себя дать растерзать,
Нам дух — как дым. Ему же тело — дым.
Таков накал, который в наши дни
Не представим. Накал и высота.
Какие в небе видятся огни?
Нам не расшифровать их никогда.

* * *
Ничтожную медаль иль статуэтку
Получишь в результате за стихи.
А было — их читать хотелось ветру,
Что трогает древесные верхи.
А ныне позабыть стихи захочешь.
У прошлого едва ли что занять.
Так что ж опять о будущем хлопочешь,
Коль суть себя не смог расшифровать?

* * *
Что ты понял о жизни? что выбора в ней
В сущности, нет. Коль сказать верней
Есть минимальный, в пределах той
Колеи, будешь отдан какой
Ещё до рожденья — и ей идти
До вспышки смерти в конце пути.

В. Г. БЕЛИНСКИЙ

Сжигающий туберкулёз
Трудам отменным не помеха.
Когда слова звучат всерьёз,
Останутся ль они без эха?
Ночь наплывает белизной,
Прозрачной и жемчужной вместе.
Людская бедность шаровой
Подобна — чёрно-бурой — бездне.
И сострадания цветы
Так редко освещают души.
У неба много высоты,
Небесные спускают дуги
Нам тексты через мастеров.
И кровью харкает Белинский —
Адепт и тайнознатец слов,
И перед смертью так неистов.
По сути смерти нет, когда
Мир создан грандиозным словом.
Жаль, петербургская среда
Томит дыханием суровым.
Она томит, она даёт
Мощь Достоевского… Неистов
В уменье видеть верный плод
Литературы — он, Белинский.

ПОЭТ И НЕКТО

НЕКТО
— Ещё вина немного, парень?
Как погляжу я — ты поэт?
И мозг твой рифмами ошпарен,
И неуспех ешь на десерт.
Коль в баре — взять ещё немного
Вина — по сути форма долга.
ПОЭТ
Ты кто? откуда знаешь то, что
Поэт?..
НЕКТО
Да ты ж стихи читал.
ПОЭТ
Я опьянел. И всё. И точка.
Я опьянения искал.
НЕКТО
Не точка — только запятая,
В бокале влага золотая —
Я виски заказал тебе.
ПОЭТ
Ты кто?
НЕКТО
Я знаешь — и т. п.
ПОЭТ
Как так?
НЕКТО
Могу подкинуть славы,
Деньжат и власти и т. п.
ПОЭТ
Ха-ха, так значит ты — лукавый?
Я пьян, не верю я тебе.
НЕКТО
Не верь — когда не хочешь верить.
Пей — будут пьяные стихи,
Куда откроешь ими двери?
ПОЭТ
Ах, не мели ты чепухи!
НЕКТО
Так что там дальше — славы хочешь?
ПОЭТ
За душу что ли? Ха-ха-ха.
НЕКТО
А не о славе ты хлопочешь?
ПОЭТ
Нет, о величии стиха.
НЕКТО
Вот как? А я бы не подумал.
ПОЭТ
А ты всегда и был придурок.
НЕКТО
Поосторожней — отберу
Без спроса душу! —
ПОЭТ
Не бывает,
Пускай грехами нарывает,
И страшно на земном ветру,
Но к свету вечно я стремился.

Из бара шёл, поддат, поэт.
И всё сюжет в башке крутился —
Нелепый, не простой сюжет.

* * *
Внук у тебя, отец, родился…
Ты четверть века мёртв, отец,
И жив, во мне ты воплотился
Отчасти, хоть я не мудрец.
Внучок такой забавный, папа,
Он улыбается с утра,
И бормочу я тихо — Лапа,
Привет, поесть уже пора.
И мерно, папа, жизнь ветвится,
Жизнь продолжается всегда.
Всё в мире неба сохранится —
Слезинка, голос и звезда.

ПРИДЁТСЯ ТУТ ЖИТЬ
(рассказ)

По мосту пройти интересно и приятно, чугунная решётка звучит музыкой прошлого…

Остановился, глядя на воду. Синела она, перекипая мелкой рябью.

И не заметил, как некто остановился рядом с ним…

Ничего не ждал.

Детские фантазии забыл почти что...

— Осуществятся, — вдруг сказал некто, и он обернулся резко — удивлённо глядел на бородатого, пожилого…

Тот кивнул, и пошёл…

Показалось, будто растворился в воздухе…

Человек двинулся своей дорогой, насвистывая нечто, думая о странностях…

— Молодой человек, — послышалось. — Вы обронили.

Обернулся.

Милая девушка протягивала ему кошелёк.

— Это не моё, — сказал он.

— Ваше, ваше, — говорила она. — У вас из кармана выпал.

Он взял, растерянный.

А девушка вспорхнула, обратившись в птичку.

Открыл кошелёк, и весёлые монетки выскочили из него и принялись плясать…

— Ох, какие, — восхитился он, в то же время, следя за полётом девушки-птички.

Интересно, подумалось, можно ли поймать эти монетки? И вообще, что можно купить на них?

Бросился — ибо монетки стали разбегаться — но не догнал ни одной.

Кошелёк в руке сделался тёплым, и вдруг залаял.

Он выронил его, и милый щенок — с весёлым тявканьем умчался куда-то…

Пожимая плечами, двинулся дальше.

Витрина расступилась, приглашая в необычный лес.

Лес синел и сиял, фарфоровые птицы пели на коралловых ветвях…

Он не вошёл, испугавшись…

Но витрины магазинов продолжали раскрываться — за одной было морское побережье, за другой пещера…

— Это Алладина, — послышалось. — Пещера Алладина. Заходи.

Он обернулся — никого не было.

— Ага, у меня только голос, — раздалось, и хрустальное пение наполнило воздух.

За пещерой Алладина, был зал семафоров, потом восточный базар, где торговцы превращались то в птиц, то в змей.

Товары весело щебетали, посмеивались, чихали, переговаривались.

Надо вернуться к реке, — подумал он…

Но… всё превращалось в лабиринт, вилось, пересекалось с другим.

— И как тебе волшебная страна мечты?

Он обернулся…

Некто седобородый, пожилой стоял на мосту, курил.

— Верни меня обратно, а?

— Не-а, - покачал головой, превращаясь в струйку дыма.

Ничего не поделаешь.

Придётся жить тут…

СЕРОВАТЫЙ ДЫМ
(рассказ)

Серые плоские коробки общежитий вставали гигантской стражей серых, как вода в лужах, будней.

Ноябрьское небо склонялось к огромным домам, слоясь волокнисто — точно приветствовало родственный ему серый цвет.

Нечто вавилонское есть в подобных объёмах — подумал он, и поглядел вниз, где виньетки увядших листьев подчёркивали жёсткость бордюров.

Медленно шёл вдоль улицы, праздно поглощая взглядом витрины, чья пестрота отдавала радужными мечтаньями детства...

Толстый кактус в окне, кот возле него, мерцающий вертикальными зрачками: первый этаж, и жильё, которое так просто представить, и — так не хочется представлять.

И — с такой остротой полоснуло желанье пройтись по детским своим местам, увидеть дом, в каком прожил первые десять лет, — что изменил маршрут — резко, как вскрикнув.

Сеть московских дворов поймала его, но не против был стать подобной добычей, совсем не против…

Углублялся, блуждал, выныривал; миновал церковь и кладбище, прошёл ритуальную контору — и здесь представил жильные стволы гробов, наполненные мёртвой человеческой рудою, и стало муторно, будто и жизнь вся — сплошное путешествие к смерти.

Но… вот он: дом детства, куда не войти — смотрит тусклыми глазами окошек на него — вернувшегося, взрослого, растерянного… А коробки гаражей слева остались не тронутыми, и синеватая зелень мха понизу кажется изделием из плиса, а лай рыжей псины мешается с лентами вороньего грая…

Скверик напротив некогда родного подъезда уютен и пуст, а качели и карусель, столько раз использованные, представляются сюрреалистическими конструкциями.

Сел на скамью.

Закурил.

И видел, как из подъезда выходит мальчишка, выходит не быстро, сопит, ибо тащит трёхколёсный велосипед; разворачивается у дверей, думая, куда бы поехать, забирается на сиденье…

Как знать, думает взрослый, глотая сероватый дым, может быть, этот мальчишка — и есть я?

КРАСНЫЙ ДОМ
(рассказ)

Красный, монументальный, массивный дом — огромный, как отдельная страна, с обширным внутренним двором — будто замкнутой системой. Но нет — арки, нависающие мощно, выводят на юркие улочки, один из арочных выходов упирается в серый морг за оградой больницы, другой — в трамвайную остановку, третий — в железные короба гаражей… А жизнь в доме — живая плазма, перекипающая теплом витальная мощь.

Ручейки людей вытекают из арок и впадают в них, машины выезжают, выбегают мальчишки…

Молодой, долговязый папаша с коляской шагает вдоль стен, проходит мимо продуктового магазина, разворачивается, едет опять…

Жена с сумкой выходит…

— Куры что-то не того…

— Да, ладно, какие есть…

О чём-то переговариваясь, исчезают под аркой…

Двор… Неровные рельефы, травный мир, лесенки, обомшелые по углам, кусты, напоминающие афоризмы на неведомом языке. Маленький фонтан с перламутрово взлетающими струями, и скамейка возле низеньких бортов.

Некто на скамейке — бородатый, задумчивый, что-то бормоча под нос, спешно записывает рифмованные строки на листке…

— Тёмка, стой!

На спортплощадке сытый чмок мяча, и крики повисают в воздухе, соперничая с вороньим граем.

— Жулька, Жулька, куда ты! — маленькая женщина мчится за рыжей собачкой, вырвавшейся прямо с поводком, — и змеится он за нею, точно вертляво ложится след.

— Тань, не волнуйся, держу!

Жулька скачет, рвётся играть…

Двор-мир, двор-система…

Пенсионеры на скамейках — то чекушка распивается, то щёлкают старые, вытертые костяшки домино…

Двери открываются и громыхают старинные лифты.

— Егор, выходи, покурим.

Стоят на лестничной площадке, дымят; на широком, нечистом подоконнике — обрезанная консервная банка.

— Как у тебя?

— Да, хреново! Увязли в суде, как в глине.

Глина судеб, мнущаяся лапами обстоятельств.

Кумушки у подъезда. Молодая девушка выходит с коляской.

— Здрасти, Марь Петровна! И вам — Тамар Иванна!

— Здравствуй, здравствуй, Ирочка!

Через две минуты. Брезгливо:

— От кого ж родила?

— Кто её… Такая шалава была, прости Господи!

Мощно взлетают красные стены. Толстые, будто монастырские, надёжно хранят они тайны былых поколений, и если вообразить гипотетическую память дома, то сколько всего укрыто в её закромах!

Компания с сумками входит в подъезд.

— А, шут!

— Что такое?

— Сухого-то девкам не взяли!

— Ладно, водкой с пивком обойдутся.

Гром веселья. Шаровые огни. Лопающиеся шары радости. Надрывается магнитофон. Сигареты уже гасятся о ковёр, об изрезанную столешницу.

Пьяная плазма, живая плазма, пчелиная, муравьиная жизнь…

Кухни обширны, бальзамин во всё окно, герани, алоэ.

Потолки высоки, ребёнок вглядывается, трещинки представляя таинственной картой.

Стеллажи с книгами, саркофаги шкафов с одеждой, ковры — ровесники хозяев.

— Слышь, Семёнычу-то кают!

— Ну?

— А чё ты хотел — рак неоперабельный.

— Надо ж! молодой вроде ещё!

Гроб выносили, задевая углы. Осторожно шли, молча, чернея одеждами, и только из-за двери слышен был плач ребёнка — тонкий, жалкий…

Жизнь и смерть переплетаются, нити мелькают, младенца достают из коляски, и спит он, нежно улыбаясь во сне, не зная о жизни и смерти, с космосом связанный — таинственно, сложно, неизъяснимо, — как все мы, забывшие о том, все — вовлечённые в мощный расплав жизни, все — в том числе и обитатели огромного, как страна, старого, красного дома…


© Александр Балтин, 2013

произведения автора

на главную страницу