На перрон из дверей электрички вышел худощавый, среднего роста мужчина, тридцати пяти лет в черной шляпе с широкими полями и черном плаще. За плечами большой рюкзак цвета хаки, в руках два чемодана.
Человек поставил ношу на бетон перрона и стал ждать.
Час ожидания исчерпал терпение человека в черном. Тонкие черты лица превратились в едкую гримасу. Очки сползли на кончик носа. Длинные пальцы с силой сжали лямки рюкзака.
— С-с-суки!!! — выкрикнул он и отшвырнул рюкзак в сторону. — Козел хренов!!!
Бормоча проклятья, человек зашел в здание железнодорожного вокзала. Там купил телефонную карточку, разыскал автомат и набрал номер.
— Алло, — сказал в трубке женский голос.
— Ло-ло-ло! — передразнил человек. — Это кто?
— А вам кого?
— Никого! Смирнова Владимира Константиновича директора школы, будь он неладен, вот кого!
— Сейчас позову, подождите, пожалуйста.
— Позовите уж, сделайте милость. Бабосы на карте кончаются.
Через минуту в трубке послышался кашель.
— Слушаю, — прочищая горло, сказал директор.
— Это я вас слушаю, Владимир Константинович…
— Да, это кто? — не дал договорить директор.
— Готов в пальто.
— Какой еще Готов?
— Как какой… нормально так… Рудольф Вениаминович, вот какой. Я на вокзале сутки торчу. Почему никто не встретил? Сейчас на фиг уеду и все.
— Так вы же должны были завтра приехать. И квартиру только завтра освободят.
Готов тяжело вздохнул:
— Так я что, на вокзале ночевать должен? Я, извините, преподаватель, а не бомж. Зачем тогда на работу приглашать? Еду за тридевять земель… Это мне что ли надо? Я покупаю обратный билет.
— Не горячитесь вы, Рудольф Вениаминович. Переночуйте в гостинице. Я вас к себе не могу, у меня гости. Завтра с утра приходите в школу, осмотритесь. После обеда ключи принесут от вашей квартиры.
— За квартиру много платить?
— Только квартплату. Съем за счет школы.
— Сколько хоть комнат?
— Однокомнатная. С мебелью.
Готов нервно хихикнул:
— Вы же обещали трех. Я не буду на таких условиях работать.
— Рудольф Вениаминович, мы же с вами сразу договорились, что бесплатное жилье это уже для вас стимул… Ну, ладно, до завтра, меня гости ждут.
Готов повесил трубку и отправился на поиски ночлега.
— Извините, где у вас тут гостиница, любезный, - спросил он прохожего мальчика.
— Вон там, - показал рукой мальчик, — идите прямо, никуда не сворачивайте.
Готов пошел прямо и уперся в лес на окраине города.
— Простите, — обратился он к вышедшему из леса старику с полной корзиной грибов. — Мне сказали, что где-то здесь гостиница. Не подскажете где?
— Ничего такого тут нет, — буркнул старик.
— А тогда где?
— Бог его знает.
В этот день гостиницу Готов так и не нашел. Пришлось ночевать на вокзале.
Начало первого рабочего дня в школе №3, произвело на Готова негативное впечатление. Ему пришлось помогать новым сослуживцам затаскивать на третий этаж отремонтированные парты. Разгружать машину с учебниками. Затем, вплоть до обеда, вешать на стены тяжелые стенды. И только после этого ему удалось встретиться с завучем.
— Здравствуйте, меня зовут Надежда Ивановна, я завуч школы, — сказала высокая, средних лет женщина, в больших очках и с крашенными в каштановый цвет волосами.
— Рудольф Вениаминович, учитель истории…
— Я знаю, — прервала Сафронова, — директор говорил и показывал вашу «трудовую». Идемте, покажу ваш кабинет… Что вас заставило приехать к нам, из области?
— Я принял очень важное в жизни решение.
— Какое же?
— Это останется при мне, — многозначительно сказал Готов.
Сафронова хмыкнула и открыла кабинет №9 с табличкой на двери «История».
— Вот ваш класс, — сказала Сафронова, — уроки ведет еще один педагог — Чуркин. Он будет работать во второй смене, а вы в первой. И все-таки я хотела бы вернуться к разговору о вашем прежнем месте работы.
— Что вас интересует? — Готов открыл окно и плюнул.
— Я слышала, произошла какая-то неприятная история… Довольно странно. Из центра в небольшой городок… преподаватель…
Готов щелкнул языком:
— Надежда Ивановна, вашей школе учителя не нужны?
— Нужны, без сомнения. Сейчас вообще-то тяжело с кадрами.
— В чем тогда проблема? Считайте, что я приехал поднимать провинцию. И вообще я ученый. Намерен испытать в вашей школе свою педагогическую программу «Превращение дебилов в нормальных людей».
Сафронова нахмурилась:
— Это вы не по адресу. У нас дети хорошие. Есть медалисты и победители олимпиад. Очень хорошая спортивная подготовка. Не так давно Леночка Зайцева заняла девятое место на областном чемпионате по легкой атлетике.
Готов лег на парту и задрал ноги кверху, вызвав у завуча удивление, поболтал ими, зевнул и потянулся.
— Хорошо у вас здесь. Тихо, спокойно. Лес опять же. В большом городе тяжело жить… Но не обольщайтесь. Работая здесь, я делаю вам одолжение, не забывайте об этом. Уволься я посередь года: учителя истории вам не найти.
— Вы очень странный человек, — серьезным тоном сказала Сафронова. — Необычный. А у нас не привыкли к необычному.
— Придется привыкать, — Готов спрыгнул с парты и вплотную приблизился к Сафроновой. — Когда начнем работать по настоящему?
— Первого сентября, после линейки вы принимаете классное руководство. Ваш класс пятый «Д».
Веселье спало с лица Готова, превратилось в кислую мину:
— Классное руководство?! Я не хочу быть классным руководителем! Не хочу и не буду! Вести классные часы, водить этих малолетних преступников в походы, на экскурсии. Проводить собрания тупых родителей. Или еще не лучше: волочиться с ними со всеми по путевкам в Великий Устюг, к Деду Морозу. Мне, Надежда Ивановна, этот геморрой вовсе ни к чему.
— В нашей школе классное руководство у всех преподавателей. Это ваша обязанность. У иных вообще по два класса и ничего, никто не плачет. Все, что вам необходимо, в учительской… журналы… короче, все там.
Благодаря злому умыслу архитектора учительская расположилась по соседству с кабинетом директора.
Хоть директор и имел покладистый характер, педагогический коллектив, с присущим ему совковым менталитетом, все равно неуютно чувствовал себя вблизи начальства.
Ни шкафов, ни часов, ни календаря, ни каких-либо плакатов в учительской не было. Ничего кроме столов и стульев. Да еще, электрический чайник и кружки.
В учительской сидели две женщины и пили чай. Постучавшись, Готов вошел.
— Здравствуйте. Меня зовут Рудольф Вениаминович Готов.
Женщины поздоровались, но не представились. Учителю это не понравилось, он повторил:
— Меня зовут Рудольф Вениаминович Готов.
Женщины второй раз сказали «здрасьте» и переглянулись. Готов стал жестикулировать, причудливо изгибаясь, и говорить с сильным английским акцентом:
— Я есть Готов… май нейм из Готов. Я есть учитель… Го то в. Я есть быть преподавать в этот школа. Меня зовут Готов. Предмет хистори, как это по вашему?.. э э э… ноу, ноу, ноу… А! История! Андестенд?
Они захихикали, отпили из кружек чай, посмотрели друг на друга и в удивлении высоко подняли брови.
Готов всплеснул руками:
— У вас тут что, все такие? О, майн гот! Куда я попал?! Вы по-русски разговариваете? Можете сказать, как вас зовут? Я Готов, не Котов, а Готов. Ударение на первый слог. А вы кто?
— Донец Людмила Николаевна, русский язык и литература.
— Мышкина Анна Валерьевна, музыка.
— Наконец то, разобрались, — радостно вздохнул Готов. — Я уж думал, вы дауны. Чайком угостите?
Мышкина налила из электрического чайника кипяток в кружку с пакетиком и протянула новому сослуживцу.
— А сахар где? А печеньки? — спросил он.
— Мы так без всего, — сказала Мышкина.
Готов подул на чай и попытался вытащить пальцами пакетик из кружки:
— Ай, с с су у у… горячо! Ложек даже нету! Пакетики надо с веревочкой покупать! Где вы только такие дореволюционные берете?! Не е е, не возродится Россия провинцией.
Мышкина и Донец внимательно рассматривали нагловатого коллегу. В их взглядах присутствовали как интерес, так и опасения.
Готов словно почувствовал эмоции женщин:
— Не бойтесь. Сработаемся. Еще не с такими приходилось срабатываться. Нервишки у меня ни к черту. Что есть, то есть. Это после того как меня с прежнего места ушли. Я тогда директору в рожу харкнул и пнул ногой в голову.
— За что? — удивилась Донец.
— За справедливость. Терпеть не могу несправедливость. Они там со своей шайкой такие махинации проворачивали. У у ух! Я директора на ковер… я ведь не учителем каким-нибудь работал, а зам. начальника ОблОНО. Вызвал, значит, на ковер, требую объяснений. А он смеется. Ничего, говорит, ты мне не сделаешь, у меня, говорит, связи ого-го, вплоть до губернатора. Я, конечно, не стерпел: врезал ему как следует, а меня на следующий день с должности снимают… и практически выживают из города. На работу никто не берет, мафии их боятся. А ведь я кандидат педагогических наук. Да, не удивляйтесь. Был бы я Сталиным, я бы знаете под какой формулировкой их наказал? «Дело учителей». Эх, спасибо вашему директору, Владимиру Константиновичу, не бросил в беде старого друга. Мне сейчас школа квартиру снимает. Хорошую, однокомнатную, с телефоном. Участь борца за правду. А теперь, милые мои, расскажите-ка мне, что да как. Я в школах практически не преподавал, только в университетах да на начальственных должностях просиживал.
Донец ввела Готова в курс дела.
Готов зашел в класс. 5-й «Д» внимательно разглядывал нового классного руководителя. На столе лежала гора из гладиолусов и астр.
— Извините, что опоздал на торжественную линейку, - с усмешкой сказал учитель. — Я проспал… Кто, интересно, придумал имбицильный обычай строиться первого сентября? За цветы спасибо, только они мне нах не нужны.
Он открыл журнал и уставился на ребят.
— Что ж, давайте знакомиться. Меня зовут Рудольф Вениаминович. Как зовут вас, мне совершенно безразлично. Чтоб вы знали, я не люблю работать с малолетками, меня больше взросляк вставляет. Ясно?!..
Готов собрал цветы и аккуратно расставил в мусорном ведре.
— Воды надо будет налить… М-м-да, пожалуй, приступим. С сегодняшнего дня мы начинаем изучать «Историю отечества». Предмет интересный, но я постараюсь, чтобы вас от него тошнило.
Класс засмеялся.
Готов продолжил:
-— Молодцы, с чувством юмора. Да только я не шучу, в детстве отучили. Предупреждаю сразу, чтобы потом без обид. За непослушание, дерзость, наглость, глупость и дебилизм буду бить. Бить жестоко, долго, сильно. И еще попробуйте скажите, что я не имею права. Для меня закон не писан, если писан то, не читан, если читан то не понят, если понят, то не так. Закон он что дышло… Мне ничего не стоит подложить вам наркотики и вызвать милицию. А справедливость… мораль… — чушь, сентенции. Бабка надвое вилами на воде написала. Почему все считают, что учитель за учеников должен горой стоять? Ваши проблемы — не мои проблемы. Своя рубашка к телу липнет. Все кто заходит в этот класс попадает под мою юрисдикцию. Здесь я и Библия, и Коран, и административный и налоговый кодекс, и перечень правил поведения гимназиста. Для вас я вселенский разум, нечто всеобъемлющее, перст судьбы. Я игрок — вы мячи, я покупатель — вы продукты, я кишечник — вы… словом, вы… вот так вот. И запомните это а а а ась и на всю жизнь!!! Вопросы?
— Можно выйти, — поднял руку мальчик с «ежиком» на голове.
— Нет!
— Почему?
— По кочану, — твердо сказал учитель.
— Я в туалет хочу, — не переставая трясти рукой, канючил мальчик.
— Все хотят. А что ты там будешь делать?
— Мне очень надо.
— Памперсы забыл? Иди, боговый. Позор галактики.
Мальчик выбежал, а сосед по парте, веснушчатый рыжик, ринулся за ним.
Готов перехватил школьника в дверях:
— Ты куда?
— А я тоже, — пролепетал рыжик.
— Кто тоже тот… у того проблемы с питанием решены, — наставительно заметил учитель. — Сядь на место. Вижу что воспитание в младшем блоке ни к черту. Ничего, исправим ошибки прошлого. Достали ручки, тетрадки, промокашки, что у вас там… Запишем ряд пословиц о труде. Чтобы хорошо учиться, следует неукоснительно соблюдать их. Пишем… Кто ходит в школу по утрам — тот поступает мудро, потому что если вы пойдете вечером, школа будет закрыта и вас никто туда не пустит. Записали? Следующая… Без применения определенного усилия средний человек вряд ли способен извлечь из водоема некие существа, с хвостом и чешуей, которые будучи подвергнуты термической обработке, образуют всеразличнейшие блюда, будь то уха или шпроты. Дальше короткая. Делу век — потехе годы. И в заключение… Я не буду читать помедленнее, как хотите, так и успевайте. Пишем. Рассматривая камень, лежащий на середине ручья, невольно себя спрашиваешь: а протекает ли данная жидкость под ним? И исходя из соответствующих опытов, рисуется ясная картина, что нет, не протекает.
Тем временем из туалета вернулся ежикоголовый школьник и сел на место. Готов обратился к нему:
— Тебя как звать-то?
— Алеша, — ответил мальчик.
— Отгадай загадку. Сам с горшок, голова с вершок, живет в избушке, кушает плюшки. Кто это?
Ребенок мысленно перебрал все знакомые загадки: это не огурец, не капуста, с сотней одежек и не ножницы с кольцами, концами и гвоздиком посередине. Не огурец, который почему-то отождествляют с горницей, а семечки с людьми и уж наверняка не груша-лампочка.
— Не знаю, — ответил он.
— Вот и я не знаю. Только что придумал. Ха-ха. Будешь сегодня дежурным.
— А че я сделал? — недовольно спросил Алеша.
— Насрал посередь класса, вот что ты сделал!!! - заорал Готов. — Сказали дежурить — значит дежурить! Иди давай!
— А куда идти-то!
Готов покраснел:
— На-а!!! Я б тебе сказал куда, да воспитание не позволяет! Тряпку намочи.
Мальчик направился к двери, повернулся и показал в спину учителя средний палец. 5-й «Д» заржал.
Красное лицо Готова приобрело более темный оттенок. Он в ярости открыл окно и вышвырнул мусорное ведро с цветами. Следом за ведром полетел стул.
— Помогайте! — приказал Готов ученикам, хватаясь за парту. — Поднимайте и ставьте на подоконник!
Когда седьмая парта оказалась на земле, в класс ворвались коллеги Готова из соседних кабинетов.
Успокоив учителя, они убедили пройти в учительскую, где напоили чаем.
— В детстве, больше всего на свете, меня бесили три вещи: когда мне с родителями приходилось садить картошку (ездить в поле на отцовском запорожце), когда эту картошку приходила пора окучивать, а в третьих, я ненавидел её собирать. Я ненавидел это делать всеми фибрами своей нетленной души. Став постарше, я обнаружил, как ни странно, некоторую склонность к ботанике. Участвовал в областных олимпиадах, занимал места. А как вы думали? Разумеется, занимал. В результате неуемной тяги к опытам, на огороде я сделал выдающееся по своим масштабам открытие: если картофель не окучивать — урожайность повышается в три раза. Когда я это обнаружил, то чуть не ох… С таким рацпредложением в свое время ленинскую премию схлопотать было как два пальца. Моей мечтой была Нобелевская. Я писал письма профессорам, светилам мировой селекции. Но, увы! Кому-то видимо выгодно, что бы люди дубасили землю мотыгами. Донашеэрство какое-то, — пренебрежительно выдохнул учитель.
Готов снял пиджак и повесил на спинку стула. Заметив расстегнутую ширинку, он в припрыжку подбежал к окну и спрятался за шторку. Застегнув молнию, Готов промаршировал к столу и пронзительно взвопил:
— Но только через год до меня дошло, что если картошку не садить вообще… вы даже осознать не сможете, сколько её, в таком случае вырастет. Один район в состоянии прокормить целую страну.
То ли потому, что учитель в этот день был рассеян, быть может, сказывалась близорукость, но по какой-то неведомой причине он не заметил, что в классе, на задней парте, сидел директор школы. По определенному стечению обстоятельств директор являлся биологом (специализируясь именно на ботанике).
— Вы сами то верите в то, что говорите, Рудольф Вениаминович, — смеясь, спросил директор.
Готов стоял лицом к доске, писал тему урока и не понял, кто выступает в роли истца. Роль ответчика Готов, разумеется, принял.
— Сегодня здесь произойдет убийство, — вдавливая мел в доску и кроша, прошипел учитель, — кто это ляпнул?
— Это я сказал, Рудольф Вениаминович. Насколько я понял, вы даже не заметили моего присутствия. Извините, что я уж так, без разрешения.
— У-у у-у товари… господин директор, — сменив гнев на обезьянничество, залебезил Готов, — добро пожаловать… чай, кофе, конфеты? Может, что покрепче…? А-а-а понимаю: на службе.
— Я хотел бы подискутировать на эту тему, — сказал директор, — что значит, «картофель не садить»?
— Ну, даже не знаю, как сказать. Вы можете не понять этого. Сложно, очень сложно.
— Уж постараюсь, биолог все-таки. К примеру: я в этом году не садил на колхозном поле картошку. Она там и не выросла.
— Правильно. Там выросла пшеница.
— Нет там ни какой пшеницы.
— Значит турнепс, ананасы, эвкалипты, манго, морошка. Чтобы вырос картофель, нужно не садить именно картофель, а не просто быть тупым статистом и ждать от моря не известно чего.
— Объясните, пожалуйста, как происходит процесс не посадки.
— Что вы от меня хотите? — взмолился Готов. — Да, я говно. Оставьте меня в покое или я убью себя.
Готов выбежал в коридор, умело изображая рыдание.
Кто-то вероятно заметит: «Почему в главе ни разу не упомянуты школьники?». Ответ прост, учеников в классе не было вообще.
Учитель лукаво взглянул на школьников.
— Вы часто меня спрашиваете: «Существует все-таки НЛО или нет?» (Никто из присутствующих ни разу не осведомлялся у Готова об этом.— Прим. авт). Вопрос интересный и довольно противоречивый. Я убежден, что существует. Потому как видел собственными глазами летающую тарелку и даже вступил с пришельцами в контакт.
— Расскажите, пожалуйста, — попросили ученики.
— Я расскажу, а вы мне что? Ладно, так и быть, сделаю одолжение. Дело было так. Год назад я прогуливался по осеннему лесу, собирал гербарий. Вдруг услышал неестественный для этой местности звук: будто огромный айсберг откалывается от тела Антарктиды. Взглянул наверх и, пардон, чуть было не обосрался: надо мной, метрах в двадцати, зависла огромная летающая тарелка, переливающаяся всеми цветами радуги. Она, значит, повисела, повисела и присела на полянку. Я сперва хотел бежать сломя голову, но подумал, что как ученый не смогу простить себе, если пропущу такое. Тут в голове у меня зазвучал голос: «Рудольф! Мы давно наблюдаем за тобой. Ты избранный…» и все такое в этом духе. Говорил голос явно не по-русски, но я все понимал. Видимо где-то в подкорке сидит та самая генетическая память, есть какая-то родственная связь между нами и ними. Тарелка приземлилась, открылась дверь и из нее, на желтую листву, вышло три гуманоида, весьма отдаленно похожих на людей. Голые, глаза маленькие как бусинки, цвет кожи желтоватый. Я сначала подумал, что китайцы, но опять же глаза не узкие, а бусинки. Побеседовали. Точнее,говорил только я, они телепатически меня грузили. Чего я только не спрашивал, ну все узнал. Попросил, чтобы инопланетяне мне всю свою подноготную, все знания сразу в мозги загнали. Сказано сделано. Теперь я умен настолько… вам в самом, что ни на есть распрекрасном сне не приснится, насколько я умен.
— А они, случайно, не пытаются нас захватить? — спросил один из слушателей.
— Вот на этом-то вся фишка и зиждется. Гуманоиды вообще понятия не имеют, что такое насилие, они никогда ни на кого не обижаются, и любая агрессия для них все равно, что для нас полтергейст или параллельные миры. Вроде и существуют, а понять никто не может. Осознав такой расклад, я подошел к самому высокому инопланетянину и как двинул ему по челюсти хуком справа, да так что он отлетел метра на три и вдобавок ко всему башкой о свой же корабль ударился. Остальные подбежали к товарищу, помогают встать, но не тут-то было. Я им такое кунг-фу, такое каратэ устроил… жаль лысые они, уж очень за волосы хотелось оттаскать! Признаться, устал я сильно. Отдышавшись, говорю пришельцам: «Ну че, уроды, поняли, чё к чему? В следующий раз говно жрать будете». А они мне опять-таки телепатически: «Ладно, Рудольф, пока. Здесь происходит какой-то феномен, полетели мы, ученым своим расскажем. Боимся только, не поверят они. Счастливо, до следующего контакта». Они на борт, а я им в след кричу: «Никакого феномена, навалял я вам просто, всего и делов то. У меня есть теория о происхождении жизни на земле. Сомневаюсь, что из чего-то неорганического способны появиться сложные микроорганизмы. В свою очередь инопланетные существа могли внести свою лепту. Один из них, скорее всего, чихнул, разглядывая безжизненные просторы Земли, миллиарды лет назад. Болезнетворный микроб попал в воду, и закрутилось. От микроба-паразита к человеку паразиту. Люди — это бельмо на теле планеты. Как я всех ненавижу!
Прозвенел звонок. Дети выбежали из класса, а Готов, улыбаясь, смотрел сквозь стекло окна, мысленно пребывая с инопланетным разумом.
— Что ты там все пишешь, Севостьянова? Я ведь ничего не диктую.
Учитель подошел к Севостьяновой и попытался выхватить тетрадку. Ученица спрятала под парту и строго сказала:
— Это мое. Личное.
— В обществе, девочка моя, не может быть ничего личного, только общественное.
— А это личное.
Готов обратился к классу:
— Типичный пример индивидуализма. Плевок в общественное самосознание. Севостьянова, отдай, пожалуйста, то, что ты прячешь.
— Не отдам, — упрямилась школьница.
— Сашенька, — сказал Готов ласково, — отдай, пожалуйста. Мы с ребятами почитаем и вернем. Больно не будет. Зачем упрямишься, ты же хорошая девочка. Я добра тебе желаю. И всем. Хочу, чтобы вы привыкли жить в коллективе, где от каждого по способности, каждому по тому, что он хочет. Отдай.
— Нет! — Севостьянова насупилась и сжалась.
Готов потребовал настойчивей:
— Отдай по-хорошему, дрянь! Последний раз прошу.
Севостьянова молчала. Готов залез руками под парту и, недолго борясь, вырвал тетрадку из рук ученицы.
— Верните, — заплакала Севостьянова.
Она хотела выбежать из класса, но Готов преградил ей путь:
— Сейчас посмотрим, что у нас здесь… Ого, дневник! Ребята, личный дневник Севостьяновой! Он позволит нам глубже понять загадочную душу этой странной девочки. Правда, Севостьянова?
Класс приталил дыхание, дабы не пропустить ни единого слова, что прочтет Готов. Севостьянова сделала несколько неудачных попыток выхватить дневник из рук учителя.
— Второе февраля, — зачитал учитель. — Сегодня день сурка. После школы, мы с девчонками пошли на дискотеку. Немного выпили. Артем предложил покурить травки. Дунули в мужском туалете. Артем лез целоваться. Я не согласилась. Сказала, что хожу с Андреем.
Севостьянова вскочила и побежала. Готов, поймал ее за талию и усадил на место.
— Читаем дальше, — обрадовал учитель свободный класс. — О о, ну, ваще! Если бы меня спросили: с кем бы я хотела переспать из нашего класса… Наверное, с Кучукбаевым или Зыкиным. Еще мне нравится Гальянов, он такой романтичный и часто на меня смотрит. Потому что я красивая. А уродины типа Мишиной и Кобелевой пусть мечтают о прыщавом шибздике Соловьеве.
Дрожа от злости и стыда, Севостьянова теребила пальцами ручку. Учитель утешил:
— В чем проблема, Севостьянова? Посмотри, как сильно мы подняли авторитет Кучукбаева и Зыкина, а Гальянов непременно после урока сделает тебе предложение. Правда, с Кобелевой и Мишиной не хорошо получилось. Что ж, время лечит. Не исключено, что вы еще станете лучшими подругами.
Класс пристально смотрел на плачущую Севостьянову. Самолюбие детей часто тешит унижение товарищей.
— Ребята, вы не поверите, что здесь написано, — учитель водил пальцем по странице дневника. — Я девственница. Все мои подруги давно трахаются, а я боюсь. Мне кажется, что просто так воспитана. Я думаю, что в первый раз должно быть по любви, но не думаю что люблю Андрея. Мы просто с ним ходим… — Готов развел руками. — Севостьянова, я тебя не пойму, а как же Зыкин с Кучукбаевым? Непоследовательно, Саша, непоследовательно… Вот тут ты пишешь от 29 января… Начались месячные, писать на могу. И все, больше ни строчки. Поясни.
Севостьянова в безумной ярости набросилась на Готова. Она вцепилась ему в волосы и изо всех сил драла. Била ногой стараясь попасть в пах. Плевала в лицо. При всем при этом она не издала не единого звука, ни единого ругательства, ни единого вопля. Картина выглядела жестоко.
Но то, что Севостьянова молча избивала учителя, совсем не означает, что бесшумным был Готов. Как раз наоборот: он визжал до хрипоты:
— Отстань, ненормальная! Уберите ее от меня! Больно же, дура!
От неожиданного нападения Готов полностью потерял ориентацию в пространстве. Он даже не отмахивался, лишь прикрывал дневником голову. Один удар Севостьяновой коленом попал учителю между ног. Готов упал, держа руки в области гениталий.
Севостьянова спокойно собрала вещи и вышла. Учитель на полу корчился в невыносимой боли.
Доказывая ученикам 9-го «В» новую теорию о происхождении русской нации от древних племен Южной Америки, в результате пересечения последними Атлантического океана, Готов столкнулся с рядом опровергающих высказываний учеников.
— Как они могут быть нашими предками, если они узкоглазые, а мы нет, — спросил Сережа Шустов.
— Мутация, — ответил Готов. — Смена климата повлекла за собой изменение пигментации кожи, формы глаз, осветление волос. Сотни и сотни лет потребовалось для этого.
— А чего они, ни с того ни с сего, через океан ломанули? — хохотнул Марс Ибрагимов.
— Тебя не спросили! — зло сказал Готов. — Кстати, к тебе, татарин, это вообще не относится. По моим скромным подсчетам, для того чтобы возместить ущерб от нашествия татаро-монголов, с учетом выплаченной дани, каждый представитель вашей национальности должен ежедневно выплачивать двадцати русским по 38,7 копейки. В течение всей своей жизни.
— У меня другая информация, — возразил Ибрагимов. — Я читал, что индейцы в Америку пришли как раз с Востока, а современные татары не являются прямыми потомками татаро-монголов.
— Не являются прямыми, зато являются косвенными. И вообще читать - не значит знать. Книжки-мартышки детям не игрушки.
— А сами-то вы откуда про индейцев знаете? — спросила Алена Терещенко.
— От верблюда, разумеется, — щелкнул пальцами Готов. — Кто как не верблюд помогает ученому делать открытия. Такого имбицилизма и идиотии я от тебя, Терещенко, не ожидал… Надо же, откуда я знаю… Да сравнить хотя бы культуры, русскую и южноамериканских индейцев. А легенды, предания… Доказательств полно. И, к тому же, я надеюсь, никто из вас не осмелится оспорить подлинность археологических находок.
— Ничего вы не доказали, — сказал Шустов. — Где ваши доказательства? Где археологические находки?
— Жалко, Шустов, что на дворе не тридцать седьмой, — сквозь зубы сказал Готов. — Я бы расстарался привлечь тебя за антисоветскую пропаганду троцкистского толка.
— Сейчас, к счастью, не тридцать седьмой, — усмехнулся Шустов.
Готов убрал со стола вещи в дипломат и объявил классу:
— Я снимаю с себя полномочия преподавателя. Раз уж мой непререкаемый авторитет для вас ничего не значит, поищите себе нового учителя. Хоть Шустова. А, Шустов, ты кажется у нас самый умный? Выходи к доске, веди урок, а я сяду на твое место. Что, слабо? Толстая кишка тонка?
— Не слабо! — вызывающе заявил Шустов и вышел с учебником к доске.
Готов сел на его место и выжидающе улыбнулся, а новый учитель истории стал читать параграф из учебника.
Вертясь на стуле, Готов нарочито громко шептал, сидящим рядом ученикам:
— Шустов лох. Без учебника ничего не знает. Давайте урок сорвем…
Не обращая внимания, Шустов читал лекцию. Готов вырвал из тетради соседки по парте, Насти Докучаевой, листок, смял, бросил в Шустова и отвернулся. По классу прошел смешок. Шустов проигнорировал. Тогда Готов завопил фальцетом:
— Ай ай ай! Меня кто-то ущипнул. Сергей, как вас там по отчеству, скажите Докучаевой, чего она…
— Докучаева, прекрати безобразничать, — шутя сказал Шустов. — А по отчеству я Сергеевич.
Девятиклассники засмеялись.
— Сергей Сергеевич, — снова фальцетом пропищал Готов, — а можно выйти? Мне очень надо. Я не буду по школе гулять.
— Можно.
— Ой, а я расхотел.
Класс вновь охватило веселье.
Улыбаясь, Шустов продолжил читать параграф.
— А можно вопрос, Сергей Сергеевич? — фальцет Готова стал еще тоньше.
— Задавайте, — сказал Шустов.
— Сколько всего было крестовых походов?
Не зная ответа на вопрос, Шустов все-таки нашелся:
— Об этом история умалчивает.
Неудовлетворенный ответом, Готов принялся колотить кулаками по парте, топать ногами, мотать головой и орать.
Шустов подождал, пока тот успокоиться и строго, но в тоже время игриво сказал:
— Рудольф Вениаминович, выйдите из класса. Вы мешаете вести урок.
Услышав это, Готов выскочил из-за парты, подбежал к Шустову и вырвал из рук учебник:
— Все! Довольно! Поигрались - и хватит хиханьки хаканьки устраивать. Понял ты, наконец, Шустов, каково быть учителем? Думал - раз плюнуть, а оказалось иначе? Теперь ты запомнишь, какой это тяжкий труд — воевать с вами. Чтоб впредь тише воды, ниже травы. Понял? Я не слышу: ты понял или нет? Отвечай!
— Ничего я не понял, — нахально ответил Шустов. — Не надо наезжать на меня.
Готов не спеша расстегнул пиджак, снял и бросил сидящей на первой от учительского стола парте Лене Кузиной:
— Ну-ка, мать, подержи. Че ты, Шустов, сейчас сказал? Я наезжаю на тебя? Да? А это не ты тут борзеешь? Щенок! Иди сюда!
— За базаром следи! — ничуть не испугавшись, бросил Шустов.
Готов порвал на груди рубашку и зарычал:
— Ты че меня заводишь, шкет?! Фраера нашел?! Давай схлестнемся в натуралку! При всех! Иди, иди сюда!
— Заткнись, козел! — крикнул Шустов. Он достал из-под свитера пистолет и передернул затвор. — К стене!
Ученики ахнули и притихли.
Разгоряченный Готов моментально остыл. Он выставил перед собой руки и беспорядочно залепетал:
— Э э э… стой… убери… убери свою пушку… не играй с этим… убери эту штуку…
— К стене, руки за голову, на колени! — отчеканил Шустов.
Сделав все, как велел вооруженный ученик, Готов ощутил затылком холодную сталь дула «пээма» Никогда учителю не приходилось бывать в таких переделках. Жизнь не кино, подумал он, в жизни рискованно играть роль супергероя. Вдруг этот псих выстрелит. Сколько по стране за год происходит подобных случаев? Десятки? Сотни?
Если Готову игра в супергероя показалась опасной, то Шустову, напротив — очень увлекательной.
— Прощайся с жизнью, — сказал ученик и, тыча дулом Готову в голову, обернулся к классу. Товарищи Шустова жестами показывали одобрение.
— Ты меня убьешь? — простонал Готова.
— Да! — твердо сказал школьник.
— Тебя все равно поймают. Столько свидетелей… Убери пистолет.
— Я сначала тебя убью, потом их, потом себя, — Шустов снова передернул затвор. — Мне терять нечего. Говори, кто щенок?
— Я… я щенок…
— Кто борзеет?
— Я борзею… борзею… в конец оборзел.
— Извинись! — рявкнул Шустов.
— Извини, — торопливо выпалил Готов.
— Ладно, живи пока, — сказал Шустов и, возвращаясь к своей парте, стал засовывать пистолет за пояс и принимать поздравления одноклассников.
Но не долго Шустов радовался победе. Прыжком пантеры Готов повалил его на пол, отобрал пистолет и схватил за волосы:
— Попался, ублюдок?!! — закричал учитель, ввинчивая ствол Шустову в висок. — Я тебе мозги сейчас вышибу!
Подросток завопил от боли:
— Больно! Пустите! Не имеете права!
— Закрой пасть, недоносок! — Готов схватил Шустова за шею и, подталкивая пистолетом, повел к директору.
В директорском кабинете Готов швырнул Шустова на ковер, встал коленями на грудь и направил пистолет в лицо подростка. Учитель тяжело дышал и шипел, зубы едва не крошились под давлением стиснутых челюстей. Смирнов осторожно вышел из-за стола и прижался к сейфу.
— Вы что? Вы… вы зачем? — шептал насмерть перепуганный директор. — Рудольф Вениаминович, перестаньте…
Не переставая целиться, Готов встал и закрыл дверь:
— Поднимайся, Шустов! Быстрей! А вы, Владимир Константинович, сядьте. Рассказывай, уродец! Все, как было, рассказывай!
— А чего рассказывать? — усмехнулся школьник. — Нечего рассказывать.
Смирнов медленно подошел к Готову и взял из его дрожащих рук пистолет:
— Кто-нибудь объяснит мне, что здесь происходит? Ну-ка, садитесь и рассказывайте.
Готов развалился в кресле и закрыл глаза:
— Был глушитель… еще был глушитель. Вероятно, когда я этого подонка обезвреживал, глушитель куда-то закатился, — учитель вскочил и встал рядом с директором. — Я объясню вам, что здесь происходит. Читаю я, значит, лекцию, никого не трогаю, а этот Шустов мешает и мешает, мешает и мешает. Я одно замечание, второе, третье… Вон, говорю, из класса… А он так нагло вынимает из сумки наган и, не спеша, наворачивает глушитель. А потом стреляет по горшку с цветком. Весь девятый «В», как вы уже догадались, в восторге. Заставили меня раздеться, голым танцевать на партах. Терещенко с пеной у рта умоляла Шустова отстрелить мне одно место. Благо в КГБ меня кое-чему научили. Обезвредил преступника. Не знаю, как вам, Владимир Константинович, а мне моя жизнь дорога. Представляете, дожили, дети в школу оружие носят. Так что принимайте решение.
— А ты что скажешь? — спросил Смирнов школьника.
— Гонит он, — смеялся Шустов, — ничего такого не было. Вы че его не знаете?
— Было, Владимир Константинович, — заверил Готов, — теперь не отвертится. Ношение и применение огнестрельного оружия. Ему такой срок впаяют, мало не покажется. Все, Шустов, труба дело и саксофон дело. Первая ходка по малолетке у тебя будет.
— Где ты взял пистолет? — Смирнов пробовал вытащить обойму, но у него ничего не получалось.
— Это не пистолет, — сказал Шустов.
— А что это? Танк? — хохотнул Готов или самолет или нет… сейчас догадаюсь. Атомная бомба? Правильно? Ха ха ха!
— Это зажигалка, — с ухмылкой сказал Шустов, — почти точная копия пистолета Макарова. Проверьте, Владимир Константинович, нажмите на курок. Не бойтесь.
— И вправду зажигалка, — нажал на спусковой крючок Смирнов, — а вы боялись, Рудольф Вениаминович.
— Ах ты, гаденыш! — Готов схватил Шустова за свитер, но не удачно, школьник вырвался и, гогоча, выбежал из кабинета. — Беги, беги, еще встретимся.
— Признаться, испугался я, когда вы этого сорванца на мушке сюда привели, — сказал Смирнов. — Чуть сердце не выскочило.
— Это надо же так осложноволоситься, — схватился за голову Готов. — Зазря, получается, сидел на подоконнике голышом и кукареку орал. Что делать будем, Владимир Константинович? Из класса ведь все равно никто не сознается, что ручками и карандашами в дартс играли, а я в качестве мишени был. Сегодня ночью я спать не стану, буду придумывать для них страшные пытки и казни.
— Накажем, не волнуйтесь. Только выпьем сперва — снимем стресс, — сказал Смирнов.
Директор вытащил из сейфа бутылку водки и полиэтиленовый пакет с бутербродами.
Пятиклассники расселись по местам и, так как учителя не было, галдели пуще обычного. В класс постучалась и тут же открыла дверь завуч. Ученики притихли.
— Где Рудольф Вениаминович? — спросила завуч. — Нету? Странно… я же его только что видела… Вы, почему кричите на всю школу?! Ну-ка, чтоб ни звука больше!
Она ушла, а ребята стали задаваться вопросом «почему нет учителя?».
— Может, домой пойдем, Рудольф заболел наверно? — предложил Алеша Бобров.
— А если он припрется? — осторожничал Сережа Безматерных.
— Лучше бы он заболел или сдох! — мечтал Антон Штенников.
— Говорят, что Рудольф - наркоман, — сказал Андрей Пастухов.
— Он не наркоман, — возразила Лена Рейн, — он из психушки сбежал. Он шизик.
Пятиклассники засмеялись и наперебой выдвигали новые версии и идеи:
— Он, наверно, этот, как его… гомик! Ха ха ха!
— Нет, он, наверно, в унитаз провалился и в говне утонул!
— Давайте ему жвачку на стул положим или наплюем в дипломат!
— Он тут тогда всю школу разнесет, придурок.
— Психопат!
— Урод!
— Козел!
— Трансформер, — толи в шутку, толи всерьез сказал Женя Верещагин.
Все замолчали и повернулись к нему.
— Ха, как Рудольф, такой же мудак, — усмехнулся Вова Лялин.
И вновь волна смеха прокатилась по классу.
Дверцы шкафа медленно открылись и оттуда, улыбаясь во весь рот, вышел Готов. Состояние учеников, «не совсем лестно» отозвавшихся о классном руководителе, стало близким к полуобморочному.
— Так, так, так… — радовался учитель удавшемуся розыгрышу. — Всё! Теперь всё, допрыгались. Ну и как, по-вашему, дальше жить будем? В глаза смотреть, не увиливайте от ответственности. Кулаев, так кто я? Гомик? Встань, встань… Отвечай, кто я?
Мальчик встал и опустил голову.
— В глаза смотреть, я сказал. Давай, смелее, кто я? Отвечай, тебе все равно жить осталось пару минут. Ну у у!!!
— Никто, — тихо сказал Кулаев.
— Никто значит? Это я-то никто?! Ты знаешь, что за такие слова делают? Да я сейчас язык твой поганый плоскогубцами вырву. В интернат для слепоглухонемых захотел? Быстро устрою. Садись, наш разговор не закончен.
Сказать, что в классе воцарилась гробовая тишина, значит, не сказать ничего. В данном случае гроб должны были закопать метров на пятьдесят в землю. Лица учеников окаменели, как будто кто-то нажал кнопку «Пауза» на пульте дистанционного управления видеомагнитофона.
— Всем сдать дневники, — сказал учитель. — Ваши родители должны быть в курсе. Скорей всего, вас отчислят из школы и переведут в школу для умственно отсталых.
— А мы ничего не говорили, — возмутились некоторые ученики, — мы тихо сидели.
— Меня это не е… в в волнует! — крикнул Готов. — Это не мои проблемы. Вы же вообще распустились! Вы перешли все грани дозволенного! Вы же никого не признаете. Все, хватит, никаких больше поблажек, по-хорошему вы не понимаете… по-плохому будем. Для начала пересаживаемся… Давайте, мальчик садится с девочкой. Каждой твари по паре. Пошустрее!
Ребята не сдвинулись с места, сложная задача «кто с кем сядет» завела в тупик. Они озирались друг на друга, хлопали глазами, но ничего поделать со ступором не могли.
— Что, не можете без руководителя? — сказал Готов. — Языком можете, а пересесть нет? Надо было вас с самого начала держать вас в дикобразовых рукавицах. Шаром моргнуть не успел, а вы вон в кого за год превратились. Выходите к доске, так и быть - рассажу.
Готов рассадил учеников по принципу мальчик-девочка. Двое мальчиков оставшиеся без партнерш сели за заднюю парту. Учитель подошел к ним и сказал:
— Что, Кулаев, веселишься? Меня назвал нехорошим словом, а сам с Коноваловым сидишь. Непорядок. Я не потерплю в своем классе извращенцев. Мальчик с мальчиком у меня на уроках сидеть не будут. Один из вас должен быть девочкой. Вам предстоит самим выбрать. Решайте, мы ждем.
— Пусть он будет девочкой, — показал Кулаев на Коновалова.
— Сам ты девочка, урод! — огрызнулся Коновалов.
Мальчишки чуть не разодрались, но Готов их остановил:
— Не пойдет так дело! Нам тут не нужны две девочки, это тоже не совсем хорошо. Будем выбирать на конкурсной основе. Что бы такого придумать?.. О! Кто из вас галантней пригласит, допустим, Иванову на медленный танец тот и будет мальчиком. Кулаев, ты первый, иди приглашай.
Кулаев растерялся:
— А че, как приглашать?
— Откуда я знаю, как приглашать, — сказал Готов. — Думай сам или сдавайся, тогда победа за Коноваловым. Будешь у нас девочкой, платьице в горошек наденешь, в женский туалет ходить будешь… Будешь, не сомневайся. Ну, так что, идешь?
— Иду, — дернулся Кулаев. Он подошел к Ивановой и вызывающим тоном сказал, — Пойдем танцевать.
И тут же сел на место.
— Плохо! — воскликнул Готов. — В реальной жизни Иванова наверняка бы тебе отказала… Посмотрим, что нам покажет Коновалов.
Коновалов пригласил Иванову на танец примерно так же как это сделал соперник.
— Слабо, — сказал учитель, — победитель не выяснен. Какие вы, на хрен, джентльмены! Может, оставить как есть, пускай две девочки будут?
— Никакие мы не девочки, — возразили Коновалов с Кулаевым.
— Докажите, что нет. Армреслинг. Все по-честному, победитель — мужик, проигравший баба.
Готов установил руки соискателей на звание «мужчина» в соответствии с правилами армреслинга и дал команду начинать. Ученики тужились и скрипели зубами, уступать не хотел никто. Класс криками поддерживал то одного то другого в зависимости от того, на чьей стороне в данный момент было преимущество.
Победил Коновалов. Проигравший Кулаев тут же стал оправдываться:
— Так не честно, он локоть поднял… Правильно, всем телом, я тоже так могу. Так не честно, давайте по новой…
— Ты упустил свой шанс, Кулаев, — сказал Готов, — Все было по правилам, я же смотрел. Теперь ты девочка.
— Никакая я не девочка, — ощетинился Кулаев.
— Девочка, девочка, — вздохнул Готов. — Сейчас переправим в журнале… Та а к, где у нас Кулаев… Вот, буковку «а» сюда, получилось Кулаева, и сюда буковку «а»… Александра.
Дети смеялись, тыкали пальцем, дразнили мальчика, с легкой подачи Готова ставшего девочкой:
— А а а а, девчонка!
— Кулаева — дура!
— Ф у у у, масть!..
Учитель довольно скалился:
— Класс единодушно признал справедливость и правильность решения объявить тебя девочкой, Кулаева. Без бантика завтра в школу лучше не приходи. И не подумай, что это моя личная месть за «гомика», ни в коем случае. За «гомика» ты ответишь эксклюзивно.
После обеда несколько педагогов собрались в кабинете директора. Смирнов предложил всем сесть. Готова никто не приглашал, но, узнав о совещании, он все же пришел.
Сидели молча, явно кого-то ждали. Директор налил из графина воду в стакан и выпил. Молчание нарушил Готов:
— Кого мы ждем? Валим отсюда.
— Завуча, — в полголоса сказала, сидевшая рядом Ермакова.
— Зачем?
Вошла Сафронова и втолкнула на середину кабинета мальчика.
Ученик не был похож на хулигана: опрятен в одежде и причесан, в носу не ковыряет, жвачку не жует. Но пристальные, строгие взоры собравшихся Готова насторожили: не для похвалы притащила мальчугана завуч, и в «Артек» его похоже никто отправлять не собирается.
Директор протер лоб носовым платком. Сафронова, нервно дыша, заявила:
— Товарищи, полюбуйтесь, Жиров Кирилл — наша, так сказать, гордость в кавычках. Что, Жиров? Стыдно?
— Мне нечего сказать, — надменно ответил Жиров.
— Нет, вы только посмотрите на него… — взялась за голову завуч.
Сложив ногу на ногу, Готов пристально смотрел мальчику в глаза, кусал губы и сопел. Остальные педагоги качали головами и перешептывались.
— Людмила Николаевна, прошу, вам слово.
Донец, хоть и преподает «русский язык», но говорит с ярко выраженным деревенским акцентом, свойственным для данной местности, и не всегда правильно строит фразы. Она подскочила, как будто ударило током, и судорожно достала из папки несколько листков бумаги:
— Я… я… вот, это самое… сочинение ученика 8 го «В» класса, Жирова Кирилла, зачитываю. Мне не нравится Пушкин. Я считаю его произведения полным идиотизмом, а роман в стихах «Евгений Онегин» пропагандой никчемного, буржуазного образа жизни. Когда у меня будут дети, я ни за что не разрешу им читать Пушкина.
Публика оживилась, даже директор отвлекся от мыслей о ждавшей в сейфе опохмелке. Донец продолжила:
— Еще интересней. Обломов — это человек, который постоянно обламывается. Таких как он надо расстреливать во внутриутробном состоянии. Обломов - наш классовый враг. Необходимо сжечь все книги Гончарова в назидание потомкам.
Педагоги молчали, переваривали сказанное. Директор надул щеки и со свистом выдохнул:
— Да ты, батенька, революционер.
— Антиглобалист, — огрызнулся Жиров.
— Что, по-твоему, означает слово «антиглобалист»?
— Это человек, который против глобализации мировой экономики. Тема для отдельного разговора.
Донец положила на стол директора листы:
— Посмотрите, Владимир Константинович, сочинения разрисованы свастиками и разной дрянью. Жиров, кто тебя научил этому?
Жиров молчал и гордо смотрел сквозь педсовет.
— Что делать с тобой будем? — спросила Сафронова. — Родители тобой не занимаются, на вызовы не приходят.
— Что хотите, то и делайте. Можете расстрелять.
— Ты должен понять, школа это…
— Пусть дир выпорет его!!! — заорал Готов.
— Какой дир? — не поняла завуч.
— Какой, какой… директор наш.
— Рудольф Вениаминович, давайте посерьезней.
Мальчик усмехнулся и скрестил на груди руки. Все заметили, что директору было не до разборок с антиглобалистами. Он поглядывал то на часы, то на сейф с «заначкой». Вообще идея собрания принадлежала вездесущей и неугомонной Сафроновой, а подобное происходило не редко. Так что директора понять можно.
Готов поднялся со стула, прошелся по кабинету и громко спросил:
— Нельзя ли мне провести допрос? Надеюсь, со мной он не будет так разговаривать.
Сказать по правде, многим учителям нравятся такие собрания, но не каждый способен признаться себе в этом. Чувство с родни захвату в плен вражеского солдата, ощущение превосходства и безнаказанности. Поэтому все согласились.
Выждав театральную паузу, Готов вплотную приблизился к Кириллу:
— Что, Жиров, допрыгался? Здесь нет никого, кто бы мог тебя защитить. Выйдешь ты или нет из этого кабинета, вопрос. Большой вопрос. Отвечай, кто надоумил тебя?!!
— Че Гевара.
— Что ты говоришь… Слушай, а давай мы все скинемся с зарплаты и купим тебе билет в Боливию. Джунгли посмотришь, заодно подвиги твоего Че Гевары повторишь. Голову свою пустую сложишь.
— Я подумаю, — отвел взгляд Жиров.
— Надо не думать, а знать. Думать надо меньше — делать больше. Чем меньше думаешь, тем больше знаешь.
Оглянувшись, Готов нашел поддержку среди слушателей и приободрился:
— Жиров, Жиров, дать бы тебе по морде, чтобы кровь два часа шла.
— Не имеете права, — ничуть не испугавшись, сказал школьник.
— А что ты мне сделаешь?
— Я на вас в суд подам.
— Как страшно, ой-ой. Кому там больше поверят, мне или тебе?
— Рудольф Вениаминович, давайте по существу, — жалобно попросил Смирнов.
Схватив сочинения с директорского стола, Готов стал трясти ими перед лицом Жирова и громко кричать, брызгая слюной.
— Это что такое, поганец ты этакий! Сколько это может продолжиться! Думаешь ты такой умный?! Я же так не думаю. Какой антиглобализм, какой Че Гевара? Пушкин, Лермонтов, Толстой — вот твои идеалы, запомни… Некрасов еще и Лука Мудищев!
— Что вы на меня орете?
— Ты дурак, Жиров.
— Отнюдь.
— Не отнюдь, а увы. Люди налоги платят, чтоб тебя, барана, выучить, а ты словоблудием в сочинениях занимаешься. За это пороть надо.
— Да, пошел ты, — с ухмылкой сказал Жиров.
Лицо Готова покраснело и задрожало. Рот превратился в оскал, а кисти рук в распальцовку:
— Ты, чу у у… ты за базар отвечаешь?.. В натур, фильтруй базар…
Учитель резко поправил галстук и превратился в эдакого джентльмена.
— Дамы и господа. Владимир Константинович. Позвольте мне пустить кровь.
Напевая песню группы «Роллинг Стоунз» «Let It Bleed» Готов встал в боксерскую стойку.
Жиров развернулся и пошел к двери. Готов вслед закричал:
— Я ставлю вопрос об отчислении! На худой конец отдадим его в интернат!
— Жиров, вернись, — строго сказала завуч.
Но директор остановил:
— Надежда Ивановна, давайте продолжим в следующий раз, у меня дел по горло.
— Хорошо, — обиженно сказала завуч, — но учтите, ваше малодушие, Владимир Константинович, до добра не доведет.
Педагоги во главе с завучем вышли из кабинета директора.
Готов стоял у окна, направив калейдоскоп на солнце. 5-й «Д» заходил в класс и рассаживался по местам.
— Стой, — боковым зрением учитель заметил идущего к своей парте Вову Лялина. — Подь сюды.
Вова подошел. Готов погладил мальчика по голове и спросил:
— Хочешь в подзорную трубу посмотреть? Увеличенье сто крат.
— Хочу, че не посмотреть-то, — самонадеянно заявил школьник.
— Посмотри, раз так хочется.
Готов передал Лялину калейдоскоп и тот стал через него всматриваться в улицу.
— А че… как тут, — не понял Вова, — узоры какие то. Это не подзорная труба.
— Гы гы гы, — заржал Готов. — Облажался? Дай сюда!
Лялин отошел, а Готов обратил внимание на учеников. Девочки рассматривали и дружно обсуждали, принесенную кем-то куклу Барби. Мальчики стреляли по девочкам маленькими бумажными шариками из любимого оружия, плевательных трубочек. Верещагин лег животом на парту и стал крутиться. Иванова грязно выругалась, убирая со лба прилетевший бумажный шарик.
— Ду у у у! — гудком поезда хотел успокоить детей Готов.
Положительного результата не последовало. Тогда он завизжал как женщина, увидевшая мышь. Дети притихли.
— Совсем совесть потеряли, — сказал учитель. — Ты, Верещагин, меня достал уже, ну-ка, слезь быстро с парты. Вашу бы энергию да на оборонку. Хусейн до сих пор бы Ираком руководил. Я не пойму, вы дома себя так же ведете, как в школе? Иванова, повернись сюда! На перемене общаться будешь. Да уберите вы эту куклу, наконец, пока я ее в клочья не разорвал и не сжег! Господи, за что мне такое наказание? Вас много, а я один, как Алладин в джиновской лампе.
Дамир Амиров поднял руку. Учитель, не поинтересовавшись, что хочет ребенок, выпалил:
— Никаких туалетов, не маленький. Попроси маму, чтобы памперсы тебе купила, если терпеть не можешь. Это всех касается. Ох, Амиров, Амиров, вот я все смотрю на тебя и думаю, кем ты будешь, когда вырастешь, и чем больше смотрю, тем больше убеждаюсь, ты не вырастешь никогда. Ты карлик.
Готов открыл шкаф, пошарился в карманах висевшего там плаща, надел шляпу и водрузил на нее очки:
— У кого четыре глаза, тот похож... На Рудольфа Вениаминовича.
Дети рассмеялись, а учитель поднял правую руку вверх и рявкнул:
— Цыц, сказал цыган, на цыпочках подходя к цыпленку.
Он извлек из дипломата пачку заранее приготовленных листков размером в четверть тетрадного и пальцем поманил к себе Олю Титову.
— Раздай каждому, только в темпе вальса.
Класс недовольно загудел, по всей видимости, ожидая очередной тест.
— Это не контрольная, — успокоил Готов. — Сейчас каждый получит по листочку бумаги. Предупреждаю сразу — это не для туалета. Убедительная просьба, написать на нем свою фамилию и имя, а также несколько предложений на тему: «Кем я хочу стать, когда вырасту и почему».
— А много писать? — спросил Бобров.
— Ты заткнись, пока меня не вывел!!! Я же сказал, несколько предложений. Десять минут на раздумье.
Школьники с энтузиазмом принялись за дело, перешептываясь друг с другом, а учитель нарисовал на одном из оставшихся листочков собаку, которая, как он ни старался, больше походила на мышь. В конце концов, Готов проткнул листок ручкой и разорвал.
По истечении десяти минут Готов попросил Олю Титову собрать микросочинения.
— Поглядим, что вы тут нацарапали, — сказал он и сделал из листков веер. — Начнем по порядку. Коростелева Анжела. Когда я вырасту, я хочу стать врачом. Потому что я хочу помогать людям и больным. Недурно. А специализация у тебя будет онколог. По твоим словам, больных ты за людей не считаешь, не жилец мол. Так тебя понимать? Да а-а, весьма пессимистично. Послушай меня, дорогая Анжелочка, весь твой детский альтруизм и филантропия при встрече со взрослой жизнью выльется в огромный комплекс неполноценности. Тогда ты не то что людям помогать, домашних животных терпеть не сможешь. И последнее: ты, Анжелика, не в первом классе, чтобы давать такие банальные ответы. Пятиклассники уже должны уметь мыслить адекватно реальным обстоятельствам и личным характеристикам.
Готов строго посмотрел на Коростелеву и слегка постукал указательным пальцем себе по виску.
— Следующий, — продолжил учитель. — Верещагин. Вот молодец. Вот это мне нравится. Я хочу быть летчиком. Потому что мне нравятся самолеты. Чтобы быть летчиком, необходимо, Верещагин, хорошо учиться и быть физически развитым. Таких, как ты, не берут в космонавты. Не пойму, почему люди видят романтизм там, где им и не пахнет? Самолеты — это летающие гробы. И дело здесь вовсе не в механических поломках. Человеческий фактор, вот что первично. Короче… это самое… не быть тебе летчиком. Идем дальше. Садыкова. Я хочу быть учительницей и учить детей. Скажи, ты глупенькая? Дурочка? Я же просил объяснять, почему сделан тот или иной выбор. Вполне возможно, что тебе учительницей только и быть. Доучишься в школе до девятого класса. Поступишь в местное педучилище. Там пройдешь краткий курс русского языка и математики, а также табакокурения, употребления спиртных напитков и еще чего похлеще. Закончишь, утроишься на работу в нашу школу и до пенсии в младшем блоке прокантуешься. А начальные классы тебя так задолбают, что к тридцати годом превратишься в типичную истеричку. Мужа нормального со своим училищным образованием ты себе не найдешь. Наверняка это будет какой-нибудь механизатор или слесарь с машзавода. Пойдут дети, мужик будет водку жрать, тебя бить и и-и и… И все. Вся жизнь.
Готов складывал прочитанные листочки в открытый дипломат. Было заметно, что ему нравится то, чем он сейчас занимается. Учитель то и дело потирал влажные ладони и щелкал суставами пальцев.
— Итак, Осипенко. Я хочу стать фотомоделью. Еще одна. Почему именно фотомоделью? А?! Не слышу. Хочешь и все? А ты, Осипенко, в зеркало себя видела? Тоже мне, фотомодель. Безматерных. Кода я вырасту, я хочу стать бизнесменом, чтобы зарабатывать много денег. Не стыдно? Твои друзья врачами, учителями хотят стать, получать мизерную бюджетную зарплату. А ты в барыги, пусть меня научат. Так? Хотя с другой стороны, знаешь, может ты и прав. Не улыбайся, я сказал, может прав. Продолжим. Амиров. Я хочу стать водителем. Потому что мой папа водитель. Амиров, ты думаешь, твой папа желает для тебя такой участи? Думаешь, он хочет, чтобы ты геморрой за баранкой насиживал? Валялся под машиной весь в масле. Вряд ли он видит тебя распивающим с сослуживцами после работы водку; примитивно рассуждающим о политике; считающим, что все артисты балета гомосексуалисты и ржущим над идиотскими шутками. Нет. Он хочет, чтоб ты учился дальше. И когда ты подрастешь, он тебе скажет, если не дебил: «Послушай, сынок, и запомни — любой начальник сможет сесть за баранку, но не каждый водитель способен руководить».
Готов выждал паузу, молча восхищаясь собственным интеллектом. Ребята молчали, ожидая своей очереди. Взглянув на доску, учитель вспомнил, что пора бы начать урок, но махнул рукой и взял следующий листок:
— Рейн. Когда я вырасту, я хочу стать фотомоделью. Потому что фотомодели красивые и много путешествуют. То же самое, что я сказал Осипенко, относится и к тебе. Девчонки, у вас неправильное понимание этой профессии. Да, разумеется, фотомодель - это легкая жизнь, большие деньги, сексуальные притязания обеспеченных мужчин, половая распущенность, путешествия, съемки, показы, аплодисменты. Но самое-то главное вы забыли. Для того, чтобы стать фотомоделью, необходимо иметь соответствующие антропогенные данные. Поясню: красивое, интересное лицо и фигура. Так что забудьте. Остается педучилище или зооветтехникум… Ага, поехали дальше… так, так, так… ну, тут повторяется водитель… вот еще два врача… О, интересно! Чагин. Я буду программистом. Потому что я люблю писать программы. У тю тю тю тю, Билл Гейтс ты наш доморощенный. Нет, ребята, посмотрите, как он пишет, ни «я хочу», ни «когда я вырасту», а прямо в лоб: «я буду». Интересно, молодой человек, и сколько ты написал программ? Только встань.
Чагин встал и замялся:
— Ну, разные там программы.
Готов поправил очки и прищурился:
— Какие разные?
— Игры буду писать.
— Я тебя не спрашиваю, что ты будешь писать. Ты сам сказал, что любишь писать программы, стало быть, у тебя должен быть опыт их написания. Так сколько ты написал?
— Ну… там… я дома сижу за компьютером что-нибудь делаю…
— Пожалуйста, поконкретней.
Мальчик молчал, опустив голову. Готов подошел к нему, встал на цыпочки и посмотрел сверху вниз:
— У тебя есть компьютер. Да?
— Да…
— Ты очень любишь писать программы. Да?
— Так я… там… просто…
— Да или нет? — в голосе учителя угадывалась нервозность. — Что ты делаешь, когда за компьютером сидишь?
— В игры играю и че нибудь делаю.
— Но программ не пишешь?
— Нет, — сказал Чагин, чуть не плача.
— Зачем тогда ты врешь? В жизни ни одной компьютерной программы не написал и врешь. Ну, там разные программы, — Готов скорчил гримасу, передразнивая. — В игры играешь, хорошо, а вот это твое «че нибудь делаю» что означает? Чем ты еще кроме игр занимаешься?
Чагин не отвечал, только надул губы, продолжая смотреть в пол.
— Эй, проснись! Я с кем разговариваю?! — закричал Готов. — Ты Даун, что ли?! Почему не отвечаешь?! Говори, паразит, или дневник давай. Напишу, что ты у меня из дипломата калькулятор сп п п… украл.
— Печатаю, — пробубнил мальчик, пустив слезу.
— Неужели так сложно было сказать? А еще что делаешь? Мультики смотришь?
— Смотрю.
— Какой последний раз смотрел?
— «Корпорация монстров».
— Каждое слово клещами вытягиваю.
За дверью послышалась возня. Из замочной скважины вылетел высокий, детский голос:
— Готов — чмо, козел, урод, псих!!!
Готов кинулся к двери, но она не открывалась, что-то подпирало с другой стороны. Учитель с разбега толкнул дверь плечом. Снаружи она оказалась подперта ящиками с мусором. Где-то вдалеке, слышался топот убегающих детей и их вопли. Готов побежал на звук, но найти обидчиков ему было не суждено. Он поднялся в учительскую, где просидел до конца урока в компании Ермаковой и Житных. Выпил чаю и даже успел некоторое время подремать, раскачиваясь на стуле.