Александр Балтин

И тут Сократ заговорил

* * *
И тут Сократ заговорил —
Такого не хотели слышать,
Зашикали, кто чуть потише,
А кто погромче — крепче пыл.
А говорил он про людей,
Про увлечение страстями,
Про морок полных площадей,
Про то, что станет скоро с нами.
Мы шикали — зачем, зачем
Рисуешь эти нам портреты?
Мы ПРОСТО жить хотим! Совсем
Не важно, что не ценишь это.
Но говорил он о грехах,
О том, что у души вершины
Есть и низины…
И в словах
Горели тайные глубины.
И тут Сократ заговорил…
Но мы заткнём его! Так надо!
И — как всегда неистов пыл,
Провал в проран за тот награда.

* * *
Калибан колебания знает —
В дикаре первородная мощь,
Он усвоит язык, что вздымает
Высоту поэтических толщ.
Только сим языком не прорваться
К альфе собственной жизни, пускай
Он сулит золотое богатство —
А богатство — когда ж через край?
Ибо время Шекспира — навеки,
Калибан новой силой кипит.
А опасны кипящие реки,
И недоброе время обид.

* * *
Воронки роз вберут пространство,
Изменят медленно его.
Иначе станут проявляться
Боль, скука, радость, торжество.
Парящая над миром роза
Медитативная Дали

Сердца спасает от мороза
Тотально-чёрной не-любви.

* * *
Гекатомбы жертв Пелопонесской…
Просто гекатомбы жертв — они
Сущностью истории злодейской
Будущего отрицают дни.
В горы смерти, в горные массивы —
Кровь ушла, — спрессованы тела.
И какие будут перспективы?
Вероятно, адская смола…

* * *
Гитлер и Сталин. Два пика зла.
Адская густо клокочет смола,
Последствия клокотанья даны.
Мол, все мы не без вины.
Адская, гуще клокочет смола.
В горы мёртвых громоздятся тела.
Много слов, много тел — страшно то, и то.
Сладострастие власти цветёт зато.
Ястребиный кнут, сатанинский меч.
Раздавить бездны судеб — что упавший мел
Растоптать…
А что на школьной доске?
И хохочет учитель с кнутом в руке.
Это бред — что свершилось! Печи горят.
Но свершилось! Было! Реальный ад…
Две фигуры — выше во зле никого.
Не повторилось бы чёрное торжество.

ВЫДУМАННЫЕ
ЗВЕРУШКИ

С двумя хвостами — это Нют,
Он бархатный и серебристый,
Весёлый самый будет тут —
На сей поляночке лучистой.
А это Фира — у неё
Крыло, под оным пара лапок,
Взлетит — раз таково житьё,
А приземлится — мчится ладно.
А это Сноп — весьма тяжёл,
Округлый и такой ленивый.
Что для него ходьбы глагол?
Иное дело тот — ретивый,
Зовётся Ырг — всегда бежит…
Зверушек выдумать так мило,
Любой — весьма отменен вид,
Что тоже украшенье мира.

* * *
Окуджаву слушает с утра,
И о прошлом делает заметки.
Утро ничего. Но вечера
Дивные — они настолько редки.
Сын погиб. Давно ушла жена.
За окошком тополь серебрится.
Много снега верно будет на
Кладбище — за скорою границей.

* * *
Смутно вспомнится мальчик, с которым
В первом классе дружил, а потом
По каким он пошёл коридорам?
Кем он стал? Как устроил свой дом?
Интересно — тебя ли припомнит?
Даже имени вспомнить невмочь.
Будто жизни столь пёстрые волны
Утекают в тотальную ночь.

СТАЛИН

Из метафизической изъят
Ночи, жить способен только ночью.
Жизнь его поддерживавший ад.
Позволял узреть себя воочью.
Взгляд тирана. Жёлтый взгляд его —
Цепенящий и внушавший ужас.
Выше всех познавший торжество,
Маниями чёрными недужен.
Власть прощупав до прожилок, к ней
В старости, возможно равнодушен.
Был в руках его рожок пастуший —
Стадо — в бездну, черноты черней.
Сталинизм — как искривльенье душ,
Глупостью помятое сознанье.
Чёрный пастырь, обожал к тому ж
Поклоненье — в нём его питанье.
Чёрный пастырь. Список списков жертв.
Похороны.
Завихренья.
Толпы.
Вот его последняя из жатв,
Ибо мало крови… Только тонны.

ПАМЯТИ
ЕЛИЗАВЕТЫ НИКИЩИХИНОЙ

Никищихина — Антигона —
Сила речи и верность тона.
Никищихина, как трагедия —
Вроде славы узнала медь она.
Тем не менее, нечто страшное
Было в сердце её, им уважена…
Алкоголь и депрессия ярая.
Вкус к трагедии сердце вспарывал.
Роли точные, крепко сделаны,
В каждой зёрна актёрской зрелости.
Но трагедия вновь вонзается
В сердце нежное — будет зарево.
Догорает сердечко нежное.
И могила уже заснежена.

Антигона струной натянута,
Смерть сама Антигоной обманута.

* * *
Вкус к трагедии коли развит,
Раздуваешь её из всего…
И печален ты, будто Гамлет,
А мечталось познать торжество.
Вкус к трагедии мелочь любую
Превратит во вселенский кошмар.
Удивлён, что ещё существую…
Существую… не очень стар…

ПОЛЬСКИЕ СТРОФЫ

Чаши костёлов к небу
Подъяты, а в них — огонь.
Надо иного? Не треба…
Польский гонор не тронь.
— Проше, пани, — улыбка
Красавицы хороша.
Что обратился — ошибка,
Тебе подскажет душа.
Мицкевичем зачитавшись,
Смог ли про Польшу узнать?
Кохановский, поди, был статный,
И ловко умел фехтовать…
Речь Посполитая может
Многое перевернуть.
Слава её тревожит
Соседей, свершающих путь.
Панство всегда готово
Увеличить надел.
Собесский глядит сурово —
Воин весьма постарел.
Кружево Польши жемчужно…
Ладно мерцает Лодзь.
По переулкам кружишь,
Прошлого пробуя гроздь.
Краков, дождём умытый,
Лаково заблестит.
Из костёлов летят молитвы,
А в домах налаженный быт.
Как Первая Мировая
Резала Польши плоть!
Прошлое, нарывая
Будет ли, как оплот?
Польша, изысканность речи…
С порталов святые глядят
На небо, чей облик вечен,
И Польши прекрасен сад.

* * *
Постсоветскими богачами
Переполненный Лондонград.
Золотыми играют лучами —
Неужели он этому рад?
Их вульгарность, их миллионы,
Образ жизни нелепый их…
Время дарит свои законы
Для таких…
А для всех остальных?

* * *
У жизни в кафе посидишь,
Настойки надежды отведаешь.
В мозгу установится тишь,
Которою вряд ли побрезгуешь.
У жизни просторно кафе,
Не хочется водки отчаянья?
Итак, я уже подшофе —
Мечтатель нелепый, отъявленный…

* * *
— Это ты? — на водку попросил
В темноте фонарного мерцанья.
— Ты ж всегда успешным самым был!
Ни о чём неведомо заранее.
Одноклассник. Клянчит. Сильно пьёт.
Был насмешлив — вечно всюду первый.
Что случилось? Ужас обоймёт.
Улыбнётся криво.
Будто медный
Свет фонарный. — Дашь, не то не дашь?
Говорить о жизни неохота.
На бутылку дал. Темнел пейзаж
Зимний под лавиной небосвода.

© Александр Балтин, 2014

произведения автора

на главную страницу