Александр Балтин

САГА РЕАЛЬНОСТИ

САГА РЕАЛЬНОСТИ

Из будки, стилизованной под бочку,
Выносит бочки маленькие… Ап!
Торгует квасом — оный одиночку
Прельщает. Бочки дерево — под шкап.
Старинный шкап я вспомню на мгновенье,
Где книги спят, и пыль весьма нежна.
Откуда же растёт стихотворенье?
Растёт оно, в том не его вина.
Реальность пишет сагу постоянно,
Как сердце бьётся — остановка: смерть.
Реальность же бессмертна, вряд ли странно
Сие — и вновь идёшь, глядишь на твердь.
А после на деревья и на клумбы.
У саги будет новый поворот.
И надобны Плутархи и Колумбы,
Чтоб осознать, когда произойдёт.
Он будет — поворот — весьма не скоро.
Пока всё вписано в обычный лад.
И темой переулка-коридора
Домой ты возвращаешься, — назад.

* * *
Ключи? А кто хранитель их?
Путь будет сложным, очень сложным.
Мечи, вверяемые ножнам…
Чему себя ты вверишь, тих?
Ключи высот как получить?
В себя смотри, ища ответа.
И лентой чёрного сюжета —
что без ключей придётся жить.

* * *
Опыт — знать, что можно, что нельзя,
Знать свои возможности до точки.
А зачем он — опыт — мне, друзья —
Книги, мысли — кто у одиночки
Может быть ещё в друзьях? Никто.
Золото закат сулит зато.

* * *
Воняет сильно краской в доме —
Ремонт, узбеки тут и там.
Уюта что-то важно кроме
Жильцы различнейшие вам?
Сбивали плитку — серым цветом
Мерцает новая теперь.
Стремянки в штукатурке… Летом
Жара… Куда бы? только в дверь.
Воняет сильно краской в доме,
Ремонт столь медленно ползёт.
О предстоящем в личном томе
Любой в час даденный прочтёт.

* * *
Куда всё это время
Огромное девать?
Ешь летнее варенье,
Раз мягок твой диван.
И день проходит всякий —
Пустой и длинный то ж.
А мир вообще двоякий —
Ты жив, но ты умрёшь.

* * *
Поэзия в современном
Мире почти не важна.
Экзотическим, малоценным
Чем-то дана она.
Без неё невозможно
Дышать, полагает поэт,
Живущий довольно тревожно —
Вариантов, несчастный, нет.
Поэзия существует,
Пусть не читают её.
Чистых сердец взыскует
И ясных умов ещё.
Её устранить из мира —
И станет в сто раз тусклей.
Немо разбитая лира
Глядит на идущих людей.

* * *
Джойс приглашает Кафку в Дублин,
Чтоб показать свой мир — в ответ
Франц Кафка, что душой разрублен
Предложит Прагу, как сюжет.
Джойс, Пруст и Кафка в старом-старом
Сидят кафе и говорят.
Пруст выглядит больным, усталым,
Развеяться немного рад.
Речь об абсурде, о различном
Цветенье оного в мозгах.
Ещё — о чём-то преотличном,
Что промелькнуло в небесах…

ПАМЯТИ ДЖЕКА ЛОНДОНА

Моряка не выбьет из седла
Ничего — ни горести, ни пьянство.
Линия писательства светла.
Многим нашпиговано пространство.
Приключенья, золотой песок,
Старые салуны, сочность жизни.
Вместе с этим каждый одинок,
И порою все бывают лживы.
Но в романах и рассказах врать
Если будешь — всё в проран сорвётся.
Ибо ложь — наиглавнейший враг,
Правда — псевдоним по сути солнца.

* * *
Перебирая имена
Убитых, проклятых, распятых —
У света войско из богатых
Поймёшь — но жизнь всего одна.

* * *
Завитки и закорючки листьев
По асфальту ломко прошуршат.
Сколь у осени повадка лисья,
Столь не рада оному душа.
Ибо только август дан в начале,
А — уже в деревьях желтизна.
Ладно, обойдёмся без печали,
Чётко помня — жизнь всего одна.

* * *
Ряд аттракционов в парке. Шум,
Брызги визга, смеха панорамы.
-Ты, сынок, не отходи от мамы.
А движенье застилает ум.

Центрифуга вас вниз головой
Вертит — вот скажите: вам не страшно?
Колесо — высокое, как башня,
Вам простор откроет шаровой.

Вот американских горок шум,
Вверх и вниз, и виражи витые.
Сумма лиц, вокруг так много сумм —
Пёстрые, изогнуты, цветные…

* * *
Водяная тарелка фонтана
Рвётся радужно, рвётся легко.
Боль? Сие для воды очень странно.
Пена белая, как молоко.
Водяная тарелка надулась,
И качается шар водяной.
И глядишь, вспоминается юность —
Та, что думал навечно с тобой.

* * *
Когда реальности не рад,
То концентрация поможет.
Ты внутренний представишь сад,
Он золотист, красив и сложен.
И ты гуляешь по нему,
Плоды насущные срывая,
Чтоб из реальности во тьму
Дорога не вела дурная.

* * *
Сгустки молний из чьего
Кулака бьют в эту данность?
Чья сегодня там державность?
Неизвестно ничего.
Сгустки молний мощно бьют,
Иероглифы на небе.
За века никто там не был —
Невозможен сей маршрут.

ПЛАЩ НЕССА

Когда живёшь — ни Богу свечка,
Ни чёрту кочерга… тогда
Бессмысленны и быстротечны
Твои потёмные года.

Плащ Несса с ядовитой кровью
Ты не получишь — не герой.
И кротость не обресть коровью,
Своей играя пустотой.

Плащ Несса страшен… Но погибель
Героя лучше, нежли тлеть.
Легенда обращает в прибыль
Его неистовую смерть.

Кентавры мчались, мчали стрелы…
Когда живёшь из пустоты —
Да в новые её пределы —
Тогда не понял жизни ты.

* * *
Напротив дома, где прошло
Частично детство, ты сидишь.
Воспоминания светло
Текут, и полнит скверик тишь.
На велике вдоль стен качу,
Ребёнка вижу я — себя.
Я не заторможу — слечу,
Сколь страху своему судья?
Московские люблю дворы,
Они запутаны весьма.
Великолепные миры —
Не важно: лето иль весна.
Но я встаю и ухожу,
Ото всего уходим мы.
Пока реальностью дышу,
Как можно — избегаю тьмы.

* * *
Домов начинка интересна
Мне чрезвычайно. Жизнь внутри.
Внезапного обрыва песни
Не чувствуют календари.
Балконы, эркеры, ступени,
Старинный громыхает лифт.
Прошедшего слоятся тени,
В пыли следы — как будто шрифт.
Московского по нраву центра
Дома — сейчас который век?
Красивое столь многоценно!
Спешит, забывши, человек.
Вот Вавилон московский даден —
Помпезна линия домов.
Ах, жизнь обильем виноградин
Отведать я всегда готов.
Дома. Их лица. Их начинка.
И плазма жизни столь густа!
Хоронят человека чинно,
И немо смотрит высота.

* * *
Дом Гоголя. Музей мемориальный.
Тенистый двор. И памятник грустит.
Грустит от жизни нашей столь банальной,
Набитой мелким шорохом обид.
Вокруг Москва ликует Вавилоном,
Движенье исступлённое её.
Жива по современности законам,
И дальше будет так — ещё, ещё.
И элегичный Гоголь, дворик старый,
Музей, где пара комнаток всего.
Когда же человек другим предстанет,
Духовности познавши торжество?

СТАРИКИ

Руки гречкой старческой покрыты,
И дрожат, коль что-нибудь берёт.
Дома залежи, пластины быта,
Стянутого скобами забот.
Старики код общности имеют —
Он вшифрован, вероятно, в кровь.
Чахнут, меркнут, живы чуть, болеют.
Помнят ли, что есть вообще любовь?
Бабки щёки, как брусочки мыла,
И слезятся круглые глаза.
Внучка с ней лопочет очень мило,
А понять её почти нельзя.
Жизнь как жизнь. Чем старики похожи?
Только настоящее в цене.
То, что буду стар — мороз по коже.
Буду. Очевидно. И вполне…

НЕПРИКАЯННОСТЬ

Влажный запах дубового леса,
Орошённого светом дождя.
Неприкаянность областью стресса
Обошёл, ибо рад, как дитя.
Неприкаянность неизбывна…
Осень ласково гладит лес.
А насколько, узнай, перспективно
Наслоение листьев-чудес…
Вырез каждого — из грациозных.
Листья, чем беспокоите мозг?
Лес оставишь — ты сам из поздних,
Мерно зреющий жизнью, как мох.
Лес оставишь. Навек неприкаян.
Будет город с игрой скоростей.
Из бетона строенья, из камня.
И игра вечерних огней…

* * *
Это  памятник  Бродскому? Какой-то  плоский,
Продолговатый, и  задрана  голова.
Оригинально  трактован  Бродский —
Будто  в  небе  высматривает  слова.
Оригинальный  памятник — вместе
Нелепый…
Посольство  американское…
Плывёт  жара.
Может  Бродский  ищет  в  небе  известий?
Всем  нам  их  там  искать  пора…

* * *
Ночь светлая, как накрошили мел,
Иль известь развели… Бликует лето.
Я впитываю ночь, хоть постарел,
И даже ночью мне хватает света…

* * *
Дом розоват, в пять этажей,
Три метра потолки в квартирах.
Дом с запахами пыли, щей,
Знавал успешливых и сирых.

Я жил в нём первых десять лет.
Во дворике сижу, гляжу я
На окна детства — детства нет.
А я живу. Я существую.

И вижу новые дома —
Тесненье крыш и их изломы.
Судьба, знакомая весьма
Из древнего выходит дома…

НА СМЕРТЬ ПЕТРА ФОМЕНКО

Лаборатория людская…
Для театра чудо-мастерская.
И плазмой жив эксперимент —
Людской, живой, текучей плазмой —
Пестреющей, многообразной.
И пьесы — взмывы ярких лент.
Лаборатория чревата,
Коль смерть во все века богата.
Богата смерть… Однако есть
Чрез творчество преодоленье.
А творчество — как осветленье
Всего, что лицезрим окрест.

* * *
Шар мяча упруг — рванулся со
Стадиона, пересёк проулок.
И — грузовику под колесо.
А в прыжках своих был гулок, гулок.
Показалось — странное кино.
И проулок поутру пустынен.
Впечатлений летнее вино.
Мир — он впечатленьями обилен.

* * *
За годы исходил ВДНХ
Однако не приелись панорамы.
Плюс — впечатленья снова для стиха
Грядущего находишь… Хоть и ямы
В асфальте неприятны… Ну и что?
Помпезные ветшают павильоны.
Деревья не меняются зато —
Они подолговечней, чем колонны.
Резервуар фонтана ныне пуст.
Стоишь, глядишь, былое вспоминаешь.
И день, как все, действительностью густ —
Ты отрешённым иногда бываешь.
Большой объём пространства обойдя,
К часовне белой двигаешься мерно.
Жара течёт, хотелось бы дождя.
Лепная синь и облаков маневры.
А у часовни яблоневый сад,
И памятник Мичурину громоздкий.
А вспоминаешь нечто невпопад,
Коль много разностей в копилке мозга.

МЕЧТА И РЕАЛЬНОСТЬ

— Ты не знаешь? Я тебе объясню! —
И улыбка лёгкая и приятна весьма.
Жизнь — тотальная школа.
А в жанре ню
Художники не работают — ушло в закрома.
Вера в Бога заменена
На знанье Бога. Социум стал богат.
Равномерно распределение благ. Ордена
Отменили.
Врачуется, кто виноват.
Для роста всё нужное есть
У всякого. Обрядоверье ушло.
Церковь повсюду, и весть
Сущностью самой всех взяла под крыло.

Котёнком в футбол играет — зла — пацанва.
Банкир жиреет, собой гордясь.
Это реальность, и сквозь неё трава
Мечтаний едва ль прорастёт,
Даже со светом имея связь.

* * *
Он в город выходил, как в радость,
И настроеньем ликовал.
Неважно, сколько жить осталось,
Он шёл, и городом дышал.
Рассматривал дома,
Подолгу
Сидел, бывало, во дворах.
И укреплял свою дорогу,
Ища ответов в небесах.

МАРК АВРЕЛИЙ

И гладиаторы, и цирк —
Всё это низкого пошиба.
Толпа и чувствует паршиво,
Эмоции — животный фырк.

Философу насколько власть
К лицу? И Марк Аврелий пишет.
Он знает чётко, чем он дышит,
Коль правда есть — нельзя пропасть.

Природа изменяет нас.
За деревцем — лошадка будет.
Сам человек, как смесь в сосуде,
А нижний смеси тяжек пласт.

Марк равнодушием высок
К набору чувств — но оголтелых.
От мыслей из особо зрелых
Седеет тот и тот висок.

И не проглотят времена
Того, кто мыслил благородно.
Дорог есть сколько вам угодно,
Да только истина одна.

* * *
Пегая беременная кошка
Переходит пыльный двор. Дома.
Жизни пестрота, её окрошка.
Кошка, некрасивая весьма.
Лето. Одурь. И жара густая.
Стадион игрой гудит, горяч.
Кошка. Пыль. Не очень понимая
Сути жизни, ты глядишь на мяч.

* * *
Мешанина водки с пивом
Не позволит быть красивым!

* * *
Много ли понял в жизни? Скорее нет, нежели да.
Спокойна кладбищенская среда.
Ты бродишь один, вглядываясь в лица тех,
Кому более не важны комфорт, достаток, успех.
И возможно нечто сверхважное открылось им там.
Смотришь на фотографии.
А потом обращаешь взор к небесам.

* * *
Всё помня — и калужские дворы,
Которыми бродил когда-то пьяным,
Себя сколь ощущаешь окаянным.
Не веря в принцип жизненной игры?
Жизнь столь всерьёз. По кладбищу идёшь,
И на тебя как будто смотрят лица.
И небо летом продолжает литься,
А правды только от него и ждёшь.

* * *
Ёжик на даче живёт,
Фыркает так забавно,
Молоко из блюдечка пьёт
Славно.
И без него будто нет
Полноты бытия.
…вечером тает свет,
Тает, как жизнь моя…

* * *
Сидят, о чём-то говорят.
В песочнице играют дети.
А в душах мам и рай, и ад,
Как вообще у всех на свете.
Что дети вырастут — понят-
но, много непонятно в мире.
И в душах всех и рай, и ад,
И это — дважды два четыре…

* * *
Бывают дни хорошие,
Бывают дни плохие.
Стояли столь погожие —
Янтарно-золотые.
Потом пошли дождливые,
Всё сыро, неприятно.
А что там в перспективе, а?
Цветные листьев пятна.

© Александр Балтин, 2012

произведения автора

на главную страницу