Александр Балтин

РУССКОЕ БОЛЬНОЕ БЫТИЕ

Напутствие
тяжелобольному

Держись. Победима болезнь
Любая. Борись и держись.
Чтоб стало грядущее — песнь.
Чтоб было грядущее — жизнь.

Русское больное
бытие

Собственной не веришь колее,
Говорил, а ныне бессловесный.
Русское больное бытие
Раскрывается треклятой бездной.

Русское больное бытие.
И оклад напрасно зацелован.
Но ведь не пристала роль рантье,
Если, грешный, жить стремился словом!

Пил, чтоб чётче чувствовать окрест
Данное, его свинцовый морок.
Осознал — нет совершенных мест
На земле. Теперь тебе за сорок.

Молишься. И кажется, идёшь,
А куда — уже и сам не знаешь.
Если часто побеждает ложь
Даром мыслишь, чувствуешь, страдаешь.

Купался

Тёмно-оливкового цвета
Вода, и густо-жёлт песок.
И старица тиха, и это
Купанью придаёт восторг.

Сбивая брызги будто пену,
Ныряю в холод глубины.
Потом выныриваю, тему
Небес вбирая - столь ясны.

…а то перед грозою было —
Отлив пурпурно-золотой,
Там Византия что ль застыла,
над старою речной водой?

Сейчас не то. Процесс купанья
В жару и лёгок, и хорош.
Ты тронул нитку мирозданья,
И голос услыхал — не трожь.

Морг ночью

Им всё равно — светло, темно,
Они белы пастозно-смертно.
Они мертвы. А тяжело,
Наверно, мёртвым быть. Наверно.

Ночь в морге. Страх ли? Тишина?
Дежурный санитар киряет.
Пейзаж, что виден из окна
Его совсем не занимает.

Ночь в морге. Шаровой глагол
Реальности трёхмерной — смолкший..
Иных условий мир тяжёл
Насколь не знает ум усохший.

Усохший ум — твой ум, поэт,
А может, санитара. Страшно.
И тихо. Ночь. Её сюжет.
И неба мрачного сверхбашня.

Ночь в морге. Мёртвые тела…
Ходили люди, ели, жили,
Поди, надеялись, любили.
Да, стопроцентно — жизнь была:
Терзала, радовала, зла,
Светла.
Для душ теперь — иные были.

Запасные пути

Меж составами на запасных путях
Мёртвая трава буреет жёлто.
Пахнет смазкой неприятно-жёстко,
И… куда уедешь ты, дурак?

Старые вагоны, в них порой
Пьяницы, а то бомжи ночуют.
Мир альтернативный, низовой
Существует. Злые ветры дуют.

Здание вокзала вдалеке,
Суета, и объявленья громко,
В них вплетётся резко плач ребёнка —
Вон малец с мороженым в руке.

Запасные старые пути.
Не уехать никуда отсюда.
Пей в буфете водку и шути,
Или нет… я всё же верю в чудо.

* * *
Мати опустила
Плат свой прямо в ад.
Ах, какая сила,
Кротость, чистый взгляд.

Чёрненькие души
По платку — наверх,
К счастью райской суши,
Где извечен свет.

Что же что запачкал
Души эти грех?
Ведь любовь и значит —
Что она для всех.

И спасает души
Мати от огня.
Кущи манят, кущи…
Ах, спаси меня!

Щиты

Окраины действительности — бойни,
Кладбища, крематории и проч.
Бояться не достойно. Не достойно.
Но отчего же день уходит в ночь?
И прятаться от будущего даже
Естественно, как чувствовать, мечтать.
Всегда опасен человек в пейзаже
Пейзажу… тут всего возможно ждать.
А сколь от настоящего возможно
Укрыться, ты не знаешь, за щитом.
На бойне хлещет кровь, я осторожно
Пройду… родился в шестьдесят седьмом…
Пройду я осторожно…
Крематорий
Дымит, и жирный дым ужасно сер.
Я знаю много путаных историй,
Пришёл домой и за бутылку сел.
Окраина. Депрессия. Насколько
Щиты от настоящего спасут?
А за окном столь неприятна стройка —
Коль этажи так медленно растут.

Сады кино

Смерть не противоречит бытию.
Я бытие смотрю, как фильм сегодня,
И мыслю: сотворённый превосходно
Позволит нить в него вплести свою.

А есть сады кино — внизу, внизу.
Серьёзно замок истины штурмуют
Иные режиссёры — повествуют
О том, что может выдавить слезу.

А есть ком развлечений. Пустяки.
Мы, люди, часто время убиваем,
Забывши, что навечно убываем
Из мира, где кусаются грехи.

Смерть не противоречит бытию.
Небесное кино гляди, ничтожный.
Весть о спасенье мнится невозможной,
Но есть оно. Не то — зачем пою?

* * *
…и как прискорбно то, что нам родные
Известны меньше даже, чем чужие…

Памяти В. Мартемьянова

Хоронили профессора Мартемьянова,
Ставшего жертвой времени окаянного:
Девяностые, середина, убийство стало в порядке вещей.
Похороны собрали много людей.
Похороны от Госдумы — пышными были,
Венки дорогие плыли.
А я вспоминал, как Мартемьянов застолья вёл
На моих днях рожденьях, остроумен его глагол,
Потом брал гитару, и широкое к ней лицо
Склонив, играл виртуозно-легко.
Как спорил порою с отцом, какого давно уж нет,
О шахматах и политике. О том, кто величайший поэт.
Сгусток энергии — а не человек! Но он
В гроб дорогой вмещён.
Просто тело, и вот несут этот гроб,
В пасть крематория отправить чтоб.
А память жилкою будет биться в душе,
Или где? Не осознать уже…

Марко Поло

Кожаное седло потёрто.
Пейзажи иные такого сорта,
Что невольно вспомнишь Венеции лад —
Камень кружевной и воды мерцанье,
Флагов пестроту — украшают зданья.
А бамбук поёт — не вернёшься назад.
Не вернёшься, нет, и никто не узнает,
Чем дышит Китай, и как обитает.
Мандарина течёт из щёк борода.
Соловей механический в клетке
На металлической ветке
Пропоёт — никогда.
Мудрость заключена в древних свитках.
Жестокость воплощается в пытках.
Тонок фарфор.
Прикоснулся ли Поло к сути
Жизни чужой? Или пред нею пасует
Внутренний взор?

Древо мира

Шелест его ветвей созвездья даёт,
Мерцают они, манят своею далью.
По складкам коры масса дорог идёт —
Вот Марко Поло, сподвигнутый вертикалью,
Мерно в Китай осуществляет путь.
Вот Индикоплов совершает, что должно.
Соки Древа питает дух, в этом суть.
Матерьяльностью жить ложно.
А в сумму ветвей вплетается сумма молитв,
Разноязыко звучат, но идут от сердца.
Живой монолит слышит даже просто мотив
Плача — вы живы, и будете плакать: не отвертеться.
Радость, всполохи смеха. Всюду Древо — оно
Сумма сумм, цитадель цитаделей.
Дух питает его. Не страшит иллюзорное дно,
Ибо свет превыше самых высоких целей.

Мой полёт

Я просыпаюсь и лечу,
Улыбкою мечты обласкан.
Мечту действительность, как ластик
Сотрёт едва ли. Не хочу.

Я отрываюсь от забот,
Мои мозги проевших ржавью.
Не верю более бесправью
Существования. Ну вот

Лечу, лечу, мне хорошо,
цветами распустились крылья.
Лечу, не тратя и усилья.
Снег вижу - белый порошок.

Да, снег, дома внизу, дворы,
Огни фонарные мерцают.
Лечу. И люди не узнают,
Какие ждут меня миры.

Квартал

Красные, жёлтые, серые стены таят
Сумму судеб, повседневность и праздники тоже.
Вечером окна — концерт цветовой. На маяк
Дальний луна, осознаешь внезапно, похожа.
Пёстрые окна! Тут охра, серебряный блеск,
Шторы текущие, толстый ленивый котяра.
Утром дворы вызывают иль нет интерес?
Есть для прогулок в квартале просторы бульвара.
А во дворах — всё газоны, настурции тут,
Или анютины глазки, что тоже красиво.
Вот и фонтан, и прозрачные струи поют,
Жалко, не слышу, но вижу из окон квартиры.
Вот стадион, где футбол, то есть крики и гам.
Есть антикварный салон — в нём сияют картины.
Хочешь — глазей. По карману ли живопись нам?
Старенький дом. Обветшал. Облупились карнизы.
Есть кинотеатр в квартале. Индийские нас
Вряд ли сегодня влекут мелодрамы. Скорее
Боевики — отвлечёшься, коль надо, на час.
Действие. Лучше уж действие, а не идеи.
Вот магазин Книжный сад, разбегутся глаза.
Глянец пестреет. Куда столько книг — я не знаю.
Но, как вошёл, ощутил необычный азарт,
Всё, он замглился. Старею, а значит теряю
Я любопытство. Жара размягчает асфальт.
Жидким стеклом наплывает пространство сегодня.
Бочка. И надпись короткая — Квас — будто альт
Мне прозвучит. Что напитка сейчас превосходней?
Часто ли тут умирают? Вот гроб во дворе,
Люди все в чёрном, а пыльный автобус желтеет.
Быстро проходишь. Легко ль хоронить по жаре?
Ты-то ведь жив, хоть от прошлого грустью повеет.

© Александр Балтин, 2012

произведения автора

на главную страницу