Александр Балтин

Невозможность сверхнауки

БУКВА «Ж»

С буквой «Ж» все слова мясные,
Тяжелы, чем-то плотным полны…
Желобов или жалюзи… Сны
О словах не бывают простые.
Жук тяжёл, пролетает по сну.
Буквы «Ж» своеродное тело.
Никогда я не слышал желну,
Да и жизнь моя так постарела.

* * *
Шёл по подземному переходу,
Думая о своём.
О чём? Что едва ли свободу
Мир предоставит — наш дом.
Мне навстречу спускался
Отец… но ведь умер он!
Глянул я — даже сжался,
Окликать не резон.
Как много отец в жизни значил
Даже не передать.
Дядя за ним — не иначе
Смерть я не смог узнать.
Дядя - мой крёстный - мимо —
Мимо меня прошёл.
И тётя, с которой мило
Дружили — сколь шаг тяжёл?
А вот и друг — много пили,
Обсуждая суть бытия.
Мимо все проходили —
Куда? Как узнаю я…
Ясновидящая, которая
Открывала миры, прошла.
Или теперь коридоры
Ясны — такие дела —
В пределы посмертья? Или
Я сам перешёл рубеж?
Да нет — фонари светили
Обычно, как было допреж.
Я вышел в вечерний город.
Люди, машины и проч.
Увиденное, как довод —
Мол, сплошной не бывает ночь.

* * *
Покачаться на качелях звёзд
Было б интересно, полагаю.
Я стихами к оным строил мост —
Получилось или нет не знаю.
В ноябре так мало звёзд… И пласт
Темноты вечерней сильно давит.
Много ли тебе реальность дарит?
Больше, нежли есть, она не даст.

* * *
Самовыражение собаки —
Скомканное покрывало — пёс
Веселится, вот мелькает нос,
Вот и рожица — как будто из-под арки,
Из-под покрывала… И — лукав
Самовыражающийся пёсик.
Космос комнаты, и много глав
Книги, что зовётся жизнью.
После
Оной — что понятно.
Старый шкаф,
Что глядишь насупленно-серьёзно?
В мрачности такой едва ли прав,
Хоть я сам порой взираю грозно.
Стар буфет весь в завитках, в листве
Виноградной — чудная работа.
Дворик из окна. Таких в Москве
Много. Тополиная суббота.
Нарезвился пёс, и калачом
На диване хорошо свернулся.
Ангела я с огненным мечом
Раз видал во сне. Тотчас проснулся.
Космос есть души, и есть — земля.
Космос высоты её — мерцает.
А земля — гнев, зависти зола,
Щебень страха. Это отвращает.
Стол и табуреты. И давно
Наизусть знакомые предметы.
И когда в душе твоей темно,
Вспоминаешь грешный силу света.

МАРИЯ+ЭРЦГЕРЦОГ

Мария, Мария, эрцгерцог устал
От жизни и власти своей…
Мария, любви дорогой металл
С годами не станет тусклей…
Мария, охотничий домик красив,
Привычно, что есть внутри.
И масло картин, и хрусталь…
Перспектив
Они не сулят…
До зари,
Мария с возлюбленным вам не дожить…
История? Что она!
Важнее любовь — только тонкую нить
Любви жизнь порвать вольна.
Мария, Мария, тень за окном
В багровый окрашена цвет…
Охотничий домик — последний дом,
Другого не будет, нет.
Дом смерти возможно соединит
Тебя с эрцгерцогом, иль
За смертью иное всё? Сердце молчит,
По капле цедится быль.
Скоро всё кончится, всё уйдёт,
И тень не мелькнёт за окном…
Мария, посмертно сиянье ждёт —
Раз ты уверена в том.

НЕВОЗМОЖНОСТЬ
СВЕРХНАУКИ

Ревёт медведь — и рык его
Разносится по лесу страшно.
Был пень — огромный, будто башня,
Медведь исторг — и ничего.
И муравейник разорён
Им позже — муравьи! Блаженство —
Кислы, вкусны, и счастлив он.
В лесу неисчислимы жертвы.
Куница в остреньких зубах
Мышь тащит — всю в узоре крови.
И философию никак,
Натуру рассмотрев, построить
Не удаётся, чтобы всё
В себя вместила — суть и ужас.
И пожиранья колесо
Всех вертит…
Вот медвежий ужин —
Лосёнка павшего жрёт,
Урча и хрюкая, громоздкий.
Лукреций древний — как живёт
Лес (ну а он - подобье мозга)
Сколь представлял?
Вокруг полно
Переходящего в иное.
Смерть дарит новое зерно,
Усталость — радугу покоя.
Уходят корни в перегной,
У дерева гниёт листва — и
Сок тянет дерево земной,
Как будто из себя.
Летая,
Как птица видит нижний мир?
А есть фасетчатое зренье,
Им обладающим пойми
Немыслимые ощущенья.
Медведь крадётся в камышах,
Бьёт по воде и ловит щуку.
И не создать — увы, никак —
О жизни людям сверхнауку.

КАРТИНЫ СТРАХА

1

Травой подземною цветной
Метро заросшее.
Вагоны
Все в ржавчине — такой густой,
Как не было во время оно.
И некто, руки чьи вполне
Напомнят корни, мутноглазый
Добычу ждёт с оружьем не-
понятным.
Дальше непролазный
Туннель… А что же наверху?
Разломы зданий…
Краснотело
Хвощи мерцают…
Йо-ху-ху! —
Крик режет воздух очумело.

И что произошло? Ответь…
А что-то пострашней, чем смерть.

2

Руки жадно тянутся — к кому?
Эскалаторы толпу глотают,
Погружают в адовую тьму,
В неизвестность сути погружают.
Небоскрёбы рушатся на нас.
Корабли летят над нами… Или
Апокалипсиса дан рассказ
Ныне в столь привычной раньше были?

3

Из мёртвых стен торчат стволы органа,
Но музыка уже не зазвучит.
Косматы существа и окаянны,
Ревут. И плачут иногда навзрыд.
Осели — как сложились — небоскрёбы.
Железные дороги заросли.
И как же выбраться из сей чащобы
К былому блеску и красе земли?

4

За мясо драться, ибо мало мяса.
Физически сильнейший прав.
Как что производить — давно забыто,
И впереди — сто тысяч новых глав.

* * *
Завтра точно ничего не будет,
Коль сегодня было хорошо.
Собственное будущее губит
Некто этой мыслью… После шок:
Ничего хорошего и правда
Не принёс денёк. Да. Не принёс.
Врёшь ты — в облаках ажурна Прага!
И во дворике резвится пёс.

ЛАНЦЕЛОТ

Лесом крытые горы пестреют.
Ланцелот погружается в лес.
Ветер мощный, и стягами реют
Кроны, вздёрнуты до небес.

Цель важней, Ланцелот, иль дорога
К оной цели? Меч не подводил.
А легенда не знает итога,
Ибо вход ей в грядущее мил.

Замок полон мистической силой,
И в него победитель войдёт,
Повенчавшийся с перспективой.
Проигравших тот замок не ждёт.

За добро рыцарь бился. И выбор
Продиктован высокой душой.
За добро — и без поиска выгод —
Выбор столь непростой.
Непростой.

Лес ветвистый, и корни — громады,
Из железа как будто стволы.
Камни далее. Ехать надо.
Зло таится и любит углы.

И дракон адской алчности в душах
Облюбует пещеры, силён.
Напряжённый — в мелькающих дугах
Ныне дан — и цветной — небосклон.

Рыцарь едет. И зависть, и злоба
Любят мир наш — надёжно, давно.
К свету выведет бездна-чащоба,
Коли сил всю проехать дано.

* * *
Как яйца перепелиные —
Малы желанья твои.
Желанья пустые, голимые.
Лучше молитву твори.
Твори — обретёшь, быть может
Желание Бога любить.
Небесный играет Моцарт —
Помогающий жить…

МАНУАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ

Прикосновения к яви иные
Целят — слушай в церкви орган.
Сколь дни бывают не золотые,
Столь сам ты, наверное, окаян.
Прикосновенье душой к лесопарку —
Возле пруда гулял — мне даёт заряд.
Под кленовую захожу я арку,
Забывая, что значит ад.

ИГРА В БИСЕР

Ход ваш, мне одиночество сказало.
Играем в бисер с ним — кто в барыше?
Оно зевнуло — если проиграло.
Сто лет я не выигрывал уже.

О, тонкое движенье мысли манит,
Порою мысли музыкой звучат.
Ход шахматный. Но конь опять обманет,
И шустрой пешкой будет взят.

Орган звучит, а после слышишь скрипки.
Нежнее нежного небесный шёлк.
Ты двигаешься темпами улитки,
И панцирь прошлого весьма тяжёл.

Актёр на сцене умер. Игры в бисер.
Поднялся — и сорвал аплодисмент.
Неистово ему кричали бис, но
Забудется и этакий момент.

И с играми завязывать пристало —
Всерьёз на свете всё, настоль всерьёз.
Узнать бы явь небесного кристалла,
Он исцелил бы от душевных слёз.

* * *
Нельзя ничем не расплатившись,
Хоть что-то в жизни получить.
От этого глядишь, замглившись
На долго вьющуюся нить.
Платить чегой-то неохота,
И действовать уже устал.
И столь немыслима свобода,
Нелеп насколько пьедестал.

НИКИТА

На даче ветки подстригать
И грядки вскапывать, Никита,
Тебе занятно? Как сказать —
Что из души все сорняки-то
Подёргать будет посложней,
Чем с грядок — ясно… Так с собою
Он говорит в один из дней.
На даче хорошо, не скрою.
Подобному подобен я —
И сам лишь тень других подобий.
Платить за вкусность бытия
Хотелось бы набором доппий, -
Никита шутит сам с собой,
В саду работы завершивши.
Порой, в мир войдя земной,
Он понимает — я здесь лишний…

6 ДОППИЙ
ВИНЧЕЦО МАНТУАНСКОГО

Винченцо Мантуанский на монете
В шесть доппий. Потускнело серебро.
Каким Винченцо был на оном свете,
Где зло порой похоже на добро?
…я выиграл иль проиграл? Не знаю…
Я на монету старую смотрю.
Шедевром дорогущую признаю,
Что безразлично дням… календарю…
В жабо Винченцо, волосы струятся,
И плотно сжаты губы, любит власть,
Ещё, поди, балы — и наслаждаться
Всем, что предложит, обольщая, страсть.
На реверсе собака — сгустки мышц, и
Высокая, свирепая, как волк.
Меня порою траурные мысли
Изводят, но и в оных — скрытый толк.
Собака на монете грандиозна,
Что за работа! — залюбуюсь я.
Сверкает нечто в лабиринтах мозга —
А вдруг (да брось!) разгадка бытия?
Шесть доппий — номинал таков монеты…
Гляжу я в монитор, почти забыв
Действительность, борьбу с потьмою света,
И грозное ветвленье перспектив.

© Александр Балтин, 2013

произведения автора

на главную страницу