Александр Балтин

Смешанные прозаические миниатюры

ЖЕЛЕЗНЫЕ ЗВЁЗДЫ

Стоял — высокий, угловатый, неправильный какой-то — будто над ним сыпались невидимые железные звёзды.

Жизнь шла обычно — извозчики летели, продавец пирогов нёс на голове обширный лоток с ароматным товаром, мальчишки кричали, предлагая газета.

Этот, стоявший, закурил — нечто неожиданное, не папиросу, не трубку…

— Не угостите табачком? — послышалось.

Достал пачку в блестящим покрытие, открыл…

— Что это за штучки такие? — удивился просивший. — Вроде на папиросы похожи…

— Это новый вид, с фильтром.

Удивился, но взял, закурил…

А тот двинулся не спеша, читая объявленья, дивясь, не понимая, как из двадцать первого его задуло, занесло сюда, в девятнадцатый; не зная, что делать, как выбираться…


Бессмысленно было идти в департаменты, обращаться в газеты, сочтут сумасшедшим, отправят к психиатру. Кхм. Существует ли психиатрия?

Железные звёзды всё сыпались с неба, но никто, кроме угловатого господина, курящего третью сигарету подряд, не видел их.

Прижиться тут?

Но деньги? Деньги двадцать первого века, имевшиеся в бумажники в достаточном количестве здесь бессмысленны, как куски экзотической бумаги…

Восстановить то, после чего оказался на углу?

Сейчас… что же было…

Вышел пройтись, снежок мартовской падал, завернул за угол… И всё…

Где же угол этот.

— Что прёшь! Не видишь! — раздалось, и едва успел отскочить от налетевшего извозчика…

Завернуть бы в трактир, отведать тогдашней водочки да осетринки! да на что…

И он шёл, шёл упорно, ища тот единственный, необходимый угол, с которого всё началось…

СТРАНА СТИРАЛЬНОГО ПОРОШКА

Сквозь надорванный пакет стирального порошка белело соблазнительно, и пахло свежестью.

Рожица высунулась оттуда — весёлая и лохматая.

— Давай сюда, — сказал человечек мальчишке.

И мальчишка прыгнул.

Сначала захватило головокружительное ощущение полёта.

Славно как, подумал мальчишка.

Фонарики мелькали, и лёгкий, пушистый и душистый, снег, кружил пёстрыми звёздами.

Потом мальчишка приземлился, и простор, открывшийся вокруг, напоминал белую пустыню.

А где ж человечек? Подумал мальчишка.

— А вот он я! — выскочил лохматенький и забавный.

Он сделал кульбит и завис в воздухе.

— Ух ты! — восхитился мальчишка. — А у меня так получится?

— Непременно, — пообещал человечек, паря меж синеватыми огоньков.

И мальчишка тоже прыгнул, и… завис…

— Ну что, — предложил человечек, — полетели?

— Ага!

И они полетели.

Змеило нечто вроде позёмки, но не холодной вовсе, и всюду играли весёлые цветные мерцания.

— А где это мы? — спросил мальчишка.

— В порошковой пустыне, — сообщил человечек, паря рядом.

— В какой-какой?

— В пустыне стирального порошка.

Пустыня разворачивалась свитком.

Она поднималась вверх, дарила новыми сгустками огней, играла оттенками. Потом показались города — бело-синие, наполненные различными строеньями, и такие же славные человечки плясали и водили хороводы.

— И никто никогда не грустит? — спросил мальчишка.

— Никто и никогда, — ответил человечек.

Они опустились, и мальчишка играл с жителями.

— А что, — спрашивал он, — у вас тут и пустыня и город?

— Ага! — радостно кивали они, продолжая резвится.

Музыкальные шкатулки звучали, и в иных переулках кружило нечто весёлое.

Потом снова летели над пустыней, но сколько рядом было человечков — два или три — мальчишка уже не разобрал.

Затем мелькнул переулок, показавшийся тёмным, птица большая пролетела, и мальчишка выскочил из ушка надорванного пакета в ванной.

— Здорово, — сказал он сам себе, и принялся чистить зубы.

Интересно, — подумалось непроизвольно, — а есть ли страна зубной пасты?

Но никто не ответил ему.

ЖЕЗЛ

Это жезл, увенчанный пальцем.

Живым.

Да, он живёт, указует, упирается в провинившегося, сгибается, даёт вектор пути.

Кому принадлежит жезл?

— Мы пускались ради него в дорогу не раз, — рассказывает Гривохвост, чей хвост, естественно, похож на гривы.

— И?.. — интересуется Затейник.

— Всё бесполезно. И плыли, и мчались, и расспрашивали волшебников. Никто не знает, где этот жезл.

— Жезл пути, — задумчиво произносит Бобин.

— Да не жезл пути, — говорит Кусака. — А жезл сути. Найти его — вот был бы истинный жест!

Они молчат.

Каждый по-своему представляет этот жезл.

Вот он — играющий золотом…

Или нет — резной, из драгоценной породы дерева.

— Может из камня? — предполагает Гривохвост.

Всем им нужен указующий перст.

Живой.

Истинный.

ГРИВОХВОСТ

— Гривохвост, — спрашивали, — а почему ты зовёшься Гривохвостом?

Откинув золотистую гриву и взмахнув светящимся хвостом, он отвечал:

— Потому, что главное во мне — грива и хвост.

И действительно — ни у кого не было такой шикарной гривы, и такого замечательного хвоста.

Гривохвост — частично похожий на коня, а отчасти на медведя панду — жил порою в лесу, порою уходил в горы, и никто не видел его часто.

Иным — любопытствующим — он объяснял:

— Я — родственник единорога. Существо практически мифическое. Вот и приходится скрываться.

Остальные звери в лесу — были вполне обычные звери, и только Гривохвост…

Впрочем, вообще не понятно — был он, или только показывался временами?

Или может, примерещился вообще?

Гривохвост, устроившись в расселине горы, улыбался загадочно, и глядел на облака.

Бабочка села ему на нос.

Он чихнул, и сказал:

— Извини.

Бабочка вынужденно слетела, и, сев ему на лапу, ответила: Ничего.

А потом добавила: Чудесная грива.

— Если ты поднимешься в воздух, я покажу тебе ещё и свой хвост. Он светится.

Бабочка взлетела, и Гривохвост продемонстрировал ей хвост.

Он действительно светился.

— Чудесно! — восхитилась бабочка. И спросила: А что ты тут делаешь?

— Ничего, — ответил Гривохвост. — Просто лежу и смотрю на облака.

— В общем, чудное занятье. — Сказала бабочка.

И улетела, оставив в воздухе славный зигзаг.

Всё было чудесно.

Гривохвост продолжал лежать, и смотреть на облака.

ВЕРЕЩЕДУБ

— С чего бы это дубу верещать? — дивились барсуки и белки, собравшись около него.

Дуб верещал.

Или пел, но это больше напоминало верещанье.

Зайцы присоединились к барсукам и белкам, и тоже недоумевали.

Они постучали по дубу.

Верещание (или пенье) сделалось тише.

После повторного стука, оно прекратилось вовсе.

Из складок дубовой коры высунулась забавная, остренькая мордочка.

— Ты кто? — спросили звери.

— Я — Верещедуб. — Ответило существо.

— Как, как? — переспросили звери.

— Верещедуб. — Повторило существо. — Имя сложное, конечно.

— И… откуда ты взялся, и что делаешь? — поинтересовались звери.

— Сам не знаю, — ответил Верещедуб. — Мне кажется, я упал с облака, увидев подходящий дуб. Ибо основное моё занятье — сидеть в складках дуба и верещать.

— Но… — сказали звери, — у тебя получается очень громко. Не мог бы ты верещать потише?

— Попробую. — Ответил Верещедуб, и исчез.

Послышался тонкий свист, мелодичный даже.

Потом… действительно раздалась песенка.

Но быстро смолкла, и Верещедуб высунулся из коры.

— Так подойдёт? — спросил он.

— Ага, — ответили звери. — Так приятно даже.

И разошлись.

А Верещедуб завёл свою… скажем, песенку.


Он жил некоторое уже некоторое время в лесу, пел, иногда переходя на свист, и звери однажды задумались: А чем он питается?

Никто никогда не видел, чтобы Верещедуб выбрался из дуба, и озаботился пищей.

Белки принесли орехи, зайцы — морковку, барсуки — коренья.

Дуб молчал. Вернее — Верещедуб.

Постучали по коре, и он высунулся.

— Верещедуб, — сказала одна из белок, — вот мы задумались, чем ты питаешься. Никто никогда не видел, чтобы ты ел. И принесли тебе разного — попробовать.

— Спасибо, — ответил Верещедуб. — Я тронут вашей заботой. Но… я ничем не питаюсь. Мне достаточно сидеть в складках дуба и петь. А в благодарность, я исполню вам новую песенку.

И он, скрывшись в складках коры, исполнил нечто такое приятное, что звери заслушались.

ВО ДВОРЕ

Гуляет с собакой.

Они стоят у гаражей, под золотящимися тополями мая.

Больше никого нет во дворе.

Их разговор непроизвольно врывается в его мир…

— Иконы там все намоленные, и ощущение такое… такое…не передать…

— Да, я тоже почувствовала. И за зятя молилась, и за дочь. И прямо, кажется, молитва так и поднимается, так и летит в Господни миры…

Слова сливаются просто в шум.

Он, глядя на своего вертящегося пуделька, думает о своей зигзагообразной тропе к Богу, которая — страшно подумать — не привела никуда…

ЗОНА АНТИКВАРИАТА

Первым делом в закутке, в отсеке, заполненном альбомами, каталогами, всякой антикварностью предложил мелкие серебряные монетки Российской империи — хотел продать…

Тётка, разложив их, рассматривала в лупу…

— Возьмём, возьмём, — говорил она. — Сколько просите?

— А какова ваша цена?

— Ох, сейчас тогда подождите, главный придёт, сама не скажу…

Он пока рассматривал фарфор в старинной горке, и нечто металлическое, казалось, ещё низвергнется с потолка.

Главный — тощий и недовольный — принёс на лотке два стаканчика кофе, один из которых тотчас взяла тётка…

Продал, продал давно надоевшие детские монетки, и пошёл шляться по коридорам лабиринтообразным, заворачивая, петляя, и всюду были отсеки, из коих пялился на него антиквариат, минералы, монеты…

ПРОСТО ПУБЛИКАЦИЯ

Прижавшись к витой ограде, счастливо избежал чрезмерного разбрызга струй поливальной машины; миновав церковь, где венчался Пушкин, вошёл в маленький скверик.

Парочка алкашей на скамейке; он — массивный, одутловатый, животастый, она маленькая, с красным опухшим лицом, улыбается заискивающе:

— Помогите хлебушком, молодой человек!

Пожал плечами, проходя.

На дальней скамейке устроился, позвонил главному редактору — освободился? Нет?

— Ага, подходите, — услышал.

Никогда до того не печатался в этом журнале, и удивлён был, что напечатали.

— Буду через 10 минут, — ответил, поднимаясь.

Животастый алкаш обернулся, крикнул: Эй, очки, подкинь на водяру!

Пробежал, не отвечая…

В закутке писательского дома получил сумку с авторскими экземплярами; главред болтал с кем-то, обменялись рукопожатьем, покивали друг другу… вот, в сущности, и всё…

Просто публикация.

Мог бы и без неё обойтись.

И — переулочной, майской, в особняках и уютнейших скверах Москвой побрёл к метро, решив пройтись; побрёл, озирая тысячу раз виденное, и всё равно такое дорогое, родное, близкое…

ЛИВЕНЬ

Тучи двигались медленно — одна большая и полторы маленьких.

— Ничего себе! — воскликнул Грибной Грюм, и спрятался под шляпку.

Потом выглянул из-под неё — дождя ещё не было, но мрачно-фиолетовая тень ползла по земле.

— Эй, Грюм, — послышалось.

Он обернулся.

— Это ты? — спросил он.

— Ну да, — отозвалась Многоглазая Лямпа. — Ты хорошо спрятался?

— Ага. Под моей шляпкой никакой дождь не страшен. И даже ливень. А что?

— Да, вот, — сказала Лямпа, — переживаю. Глаза-то мои не закрываются. Зальёт их…

— Так давай ко мне! — предложил Грюм.

— А можно? — робко поинтересовалась Лямпа.

— Конечно! — щедро ответил Грюм.

Многоглазая Лямпа развернулась, посверкав всеми своими глазами, и втянулась под шляпку Грюма.

И тут же упал ливень.

Был он блистающий, переливающийся, стальной, водяной, лиственный…

— Ух ты! — восхищался Грюм, выглядывая, — никогда такого не видел.

Глаза Лямпы смотрели в разные стороны.

— И верно, — подтвердила она. И добавила: А у тебя тут уютно, под шляпкой.

— Ещё бы! — воскликнул Грюм. — Это же особая Грибная шляпка. С ней ничего не страшно.

А ливень смолк.

Большая туча ползла дальше. Грюм слегка сдвинул шляпку — мир сверкал и переливался.

Полторы маленьких тучки ползли за большой.

— Эй, — крикнула Лямпа, — а вы не будете дождить?

— Вот ещё! — отозвались тучки.— Воды и так хватает, а нам надо поспешать.

И они ускорились, догоняя большую.

А Грюм и Лямпа, благополучно пережившие ливень, стали пить дождевую влагу из листьев-чашечек.

— Вкуснее чая, — сказала Лямпа.

— Ага, — согласился Грюм.


© Александр Балтин, 2014

произведения автора

на главную страницу