Александр Балтин

Сумерек сиреневый кораблик

* * *
Сумерек сиреневый кораблик
Медленно над миром проплывёт.
И за ним потянется журавлик
Собственной мечты — всегда вперёд.
Нет, кораблик быстро уплывает,
И опять приходит темнота.
Не сказать — коль ты большой — пугает,
Напрягает чуть. И неспроста.

ФРАКТАЛЫ

Снег, что фрактал рассмотрен — в каждой точке
Себе подобен, целостностью жив.
Фракталы интересы одиночке,
Какой не видит в жизни перспектив.
Пространства представляет, где ветвятся
Фигуры — и пушисты, и сложны.
И сны порой весьма чудные снятся.
Фрактал судьбы. Фрактал твоей вины.
Самоподобье. Верность точки мира
Единству, что чрезмерно велико.

Ты ускользаешь в единицу мига
В незримый мир стихом так далеко.

* * *
Рассыпанные искры снега
Не объясняют ничего
Из мистики устройства света —
Нам важно света вещество —
И снег хранит его, рассыпан.
Деревьев чёрных храм ветвист.
Ты жизнью многократно пытан —
Душою всё же мускулист.

ДРЕВО СЕФИРОТ

Божественные ипостаси
Представит древо Сефирот.
Ум, занятый реальным, разве
Сие ветвление поймёт?
Божественное прожигает,
Когда не так — силён обман.
Мир символов пообещает:
Небесного постигнешь гран.
Лишь гран — а больше невозможно.
Ветвится древо Сефирот.
Такая высь! а мне тревожно.
Такая высь! Такой оплот.

ИТОГИ ОЛИМПИАДЫ

1

Известье о победе на
Олимпиаде ощущенье
Даёт: воспрянула страна.
Испытываешь упоенье.
И резко осознаешь связь
Со всеми, ощущенье сложно,

И возвеличит дух сейчас,
Когда и в воздухе тревожно.

2

Победа на Олимпиаде,
Помимо радости, даёт
Сознанью свет: едины — ради
Того, чтоб дальше жил народ.
Любой, затерянный в народе,
Есть клетка организма. Так.
Народ — могучий по природе
Своей — отвергнет ложь и мрак.
Незримые меж нами связи,
Их сущность — сложного сложней.
И боль чужую ты обязан
Познать — да и принять — своей,
И радость… Ибо нет чужого:
Вся боль, вся радость — сущность всех.
И всё ж победа — будто слово
Златое — из разряда вех.

РАССКАЗ СТАРОГО ПУДЕЛЯ
(стихотворение в прозе)

Верховный пёс на высшей коллегии, вращая круглыми очами, произнёс:

— Люди, кажется, норовят выйти из повиновения.

Дог клацнул зубами.

— Нет-нет, — не может быть, — сказал он. — Они слишком глупы.

В том мире люди использовались, как тягловая сила, как охранники домов: они отменно лаяли и кусались.

Люди ходили преимущественно на четвереньках, и если и случалось наиболее развитым особям подняться на две ноги, то было это ненадолго — глупость и неразвитость гнули к земле.

Собаки были умны. Некоторые — мудры.

Их социум был организован вполне уютно, если не считать опасности, исходящей периодически от людей.

И вот высшая коллегия, обеспокоенная некоторыми событиями, решала, что делать.

Председательствующий — верховный пёс бультерьер — был озабочен весьма.

Пудель поднялся.

— На прошлой неделе, — сказал он, — я видел двух людей, идущих на задних лапах. Они прошли довольно долго… я даже не уверен, что опустились потом на четвереньки.

— Ну вот, — произнёс бультерьер. — Эту картину — причём в разных местах — видели многие. Поэтому я и собрал вас.

Ризеншнауцер предположил:

— Установленный порядок вещей — когда люди являются низшей расой — существует давно. Никто из нас не застал иного. Возможность внезапного резкого развития людей, мне кажется, исключается…

— А вдруг? — с оттенком испуга молвил бульдог.

— Тогда… Тогда нам надо пересмотреть наше отношение к реальности.

— А как? — всё собаки обратились к мудрейшему бультерьеру.

— Вероятно, стоит открывать школы для людей, постепенно облагораживать их… Стоит разработать стратегию. Будем вырабатывать коллегиально?

Все согласились.

И стратегия была выработана.

Наиболее развитые из человеческих экземпляров стали обучаться в школах — учили их разному: от умения писать до более доброго отношения друг к другу…


— А потом, — грустно вздохнув, завершил свой рассказ старый пудель, — люди вышли из повиновения…

Молодой пуделёк глядел на него недоверчиво.

— И? — спросил он.

— И постепенно всё поменялось местами: люди стали главными, а мы… Лучшие из нас сперва вынуждены были скрываться в пещерах, потом они погибли… А другие даже бояться обнаружить своё умение говорить и понимать сложные вопросы. Впрочем, теперь таких остаётся меньше и меньше.

Маленький пуделёк покачал головой и направился к миске с едой.

Не может быть, чтобы дедушка был прав, думал он, уписывая гречку с тушёнкой.

Нет, не может быть…

МНИМАЯ СЕСТРА

Преследовала босса-богатея,
И утверждала, что его сестра.
Богата и причудлива Расея,
И много в ней различного добра —
В числе такого — родственные связи.
— Ну, братик, ты не помнишь, — говорит
Она, сестрой назвавшаяся, — разве
Наш домик, садик? И река бежит…
— Да, вывести её! — Но пишет снова
Про домик, садик.
Заигрался он,
И не успел бежать. И словно олово
Зальёт сознанье. Низок небосклон.
Заходят люди в формах — арестован.
Он в кресле видит мнимую сестру.
— Я ж говорила… домик, садик — словом
То было лучшее, влекло к добру.
— Да кто ты? — Заорёт, пугая ражих
Законников! — Я совесть, — говорит.
А видит он её один…

И даже
Не рассказать, как сердце заболит.

* * *
Шопен. Соната номер два —
Звучит раздолбано и ржаво.
Буреет грязная трава.
Кругом осенняя держава.
На солнце вспыхивает медь,
Фальшивят пьяно музыканты.
И голых веток ловит сеть
Довольно смазанные такты.
И гроб с полковником уже
Опущен в землю. И безвестно,
Что ныне увидать душе
Его дано.
Синеет бездна.
Синеют бездной небеса
Над кладбищем провинциальным.
Шопен. А после голоса,
И речь о чём-то столь банальном!

* * *
Стереотипны, как рефлекс,
Все дни твои, что тут поделать?
Когда мечтаешь крекс-пекс-фекс
Произнести — то где же зрелость?
Коль дни сереют, как инстинкт,
И приговор их будет серым.
А думал — шёл сквозь лабиринт,
Он выведет к высоким сферам.

* * *
Айя-София на закате
Горою медною блестит.
Иль мысли рождены о злате,
Коль солнце небо золотит?
Величественный вид подобный
С земным расстаться повелит.
Да как же? Мир такой подробный,
И солнце небо золотит…

* * *
И как в безмолвии тебе,
Офелия?
Венок сплету тебе теперь
Я из омелы… Я
Пойму ль тебя, твоё — навек —
Молчание?
Я Гамлет, а не человек,
Я лик отчаяния.
Поток, Офелия, поток
Играет траурно.
А был надежды огонёк,
Да он из мрамора.
Холодный камень, а тепло
На свете будет ли?
За смертью, может быть, светло?
Узнаю в будущем.
Офелия, тебе дано
Открыть закрытое.
Мне дальше жить. Мне всё равно.
И жив — убитым я…

* * *
Тащили пьяного поэта,
Он вырывался, бормотал,
Стихи — всего важнее это,
А пьянство ерунда — считал.
Тащили, рваными клоками
Стихи он извергал — поэт…
Быть может, прав? И рядом с нами
Жить скучный, не простой сюжет?
Скорей, не прав… Его тащили.
Он дико бормотал стихи.
Они потом его забыли,
А он — пил дальше от тоски.

* * *
Жизни монотонность, повторяемость
Сводит чудо, кажется, на нет…
От обилья скуки растерялся я,
Всё известно, и не мил мне свет.
Что оттенки новые рассвета
Пробовать искать? Уже видал…

Монотонность! Как ужасно это —
Будто чёрной смерти минерал.

* * *
Не хотеть изменений, бояться
Драгоценный свой дар потерять.
Драгоценностью дара смущаться,
Недостойным себя почитать.
И закаты копить, и восходы,
И мороза узоры копить,
Замечая не очень невзгоды
Ради права чрезмерного — жить.

ПАМЯТИ
ПАКО ДЕ ЛУСИЯ

Пако де Лусия встретил смерть,
Проигрыш гитарный повторяя
Виртуозно — оным образ рая
Открывая, что скрывает твердь.
Смерть на лентах музыки летит,
На лучах — незримо-невесомых…
И аккордов суммой незнакомых
Гитариста сильный дух звучит…

ЛОЖЕЧКА

— Вот, — говорила маменька, —
Ложечку эту оставила. —
Думала, будет маленький…
Волосы резко поправила.
Слезинка слюдой блеснула.
Маменька говорила.
Сын — он сидел сутуло:
Жизнь преизрядно била.
Ложечка старая-старая,
Крошечная, красивая.
Мама устала, устал и сын —
Вот и вся перспектива.

* * *
Скрипач сливается со скрипкой…
И данный звуковой полёт
Янтарной высветлит молитвой
Пространство, что порой гнетёт.
Скрипач и сам лицом светлеет,
Глядите — не лицо, а лик.

Кто музыку понять сумеет —
Усвоит бытия язык.

ИГУМЕН НИКОН
(ВОРОБЬЁВ)

На немецком и на французском
Он философов изучал —
Становился порою грустным:
Не касались начала начал.
Древнегреческий выучил, чтобы
Взять в основе евангельский текст.
Всё ль кончается крышкою гроба,
В смерти всяк одинок ли, как перст?
Ни к чему не пришёл, однако.
Сердцем сердце взмолился он —
Умолял о подобье знака,
Чтоб сомнений избыть легион.
…ночь текла теплотой световою,
Был он в центре потока того.
И за миги познал ключевое —
Что навек — и превыше всего.

ТЕЛЕМСКАЯ ОБИТЕЛЬ

Делай, что хочешь — если
Статен, умён, красив…
С книгой в уютном кресле
Сидит ловец перспектив.
Аббатства телемского щедрость —
Свет справит своё торжество.
В обращенье со всеми нежность,
Худого нет ничего.
Библиотеки, бассейны —
В утопию сладко нырнуть…
На совесть какие цены?
Не продаётся. В том суть.
Идиллии и идеалу,
Утопии — места нет.
А вверены мы оскалу
Грехов слишком много лет.

* * *
В первом классе палочки рисую.
Серебро за окнами. Снежит.
И ещё как будто не живу я —
Только репетиция звучит.
Палочки весьма выходят криво,
Что кривою дальше выйдет жизнь —
Неизвестно… Всё же терпеливо
Я рисую. Честно. Безо лжи.

* * *
Промысел Господень! Написав,
Испытаешь оторопь и трепет.
Что об этом знаешь? И состав
Твой душевный — равно в рифму лепет —
Столь ничтожны…
За окном горит
Диск, лучами данность освЯщая,
Вместе освЕщая — монолит
Мирозданья станет формой рая.
Эволюция — неспешный лад
Промысла развёртыванья Божьего.
Если ты возделал личный сад,
Не пойдёшь уже по бездорожью.
Суета. Метро. Контора. День.
Как понять, что промысла участник?
В наслоенье мелких-мелких дел,
Можно ль испытать большое счастье?
Счастье — что касание небес
Сердцем обнажённым…. Всё другое
Лихо надиктовывает бес,
Бездну сердца даром беспокоя.

ИИСУС ИДЁТ ПО
ШЁЛКОВОМУ ПУТИ

Иисус двенадцати лет
По Шёлковому пути
Идёт, чтоб усвоить свет,
И насквозь оный пройти.
Его отпустила мать,
Его отпустил отец
С купцами преодолевать
Путь, чей условен конец.
Книги, монастыри —
От основ Традиции глубь —
Цвета духовной зари,
Не идущей на убыль.
Чему обучал Тибет
Иисуса? Немного нам
Открыто — предельный свет
Изведал он сам.
Изведав, прошёл насквозь.
Шёлковый путь сиял.

Искажений чёрную гроздь
Человеческий род сорвал.

СКАНДИНАВСКИЙ
ДНЕВНИК

1

Черепичные, витые, башенные
Дании приятны города.
Тень мелькнёт… О чём её расспрашивал
Некто, живший в дальние года?..
У Русалочки встречаешь Андерсона,
Приподнимет шляпу — Добрый день.
В Копенгагене любого ракурса я
Полюблю наличие и тень.
Но каналов интересна серая
С надписями рябью мне вода.
И небесная мерцает сфера, и
Шпили не исколют никогда.

2

У стокгольмской ратуши народ —
Всё туристам многим интересно.
Интереснее фонтан — живёт
Плазмою стекла, такая бездна.
Шпили, шпили, переулков сеть,
Пойман ей, однако, не страшишься.
Разную тебе в кафешке сельдь
Подадут — к разнообразию стремишься.

3

Лилово-оранжевы фьорды,
Норвежская чудо-весна.
Синь водная смотрится гордо,
А небо не ведает сна.
Спой, Сольвейг! А песенка вечно
Звучит… Часто в Осло слыхал.
Природа ж строга и беспечна,
Восторгов не надо, похвал.

4

Скандинавская лента смысла!
Даны в долблённых ладьях…
Викингов мощные числа,
Войны, знамена, прах.
Скандинавский уют сегодня.
Пахнет кофе утром в кафе,
И от запаха мне превосходно,
И не надо быть подшофе.
Ну а в Дании бутерброды! —
Я таких никогда не едал.
Скандинавская лента года
К Рождеству улетает.
Накал
Будет празднованья банален.
В лютеранских соборах свет
Своероден, суров и печален,
Но другого тут нет.

5

Соборов строгих вертикали —
Горизонтали не бывать.
Скамьи, на коих восседали
Отцы и деды — а познать
Им удавалось благодать ли?
Высокие соборы тут.
Им человеческие даты
Дань прошлых далей принесут.

ЗЕРКАЛА

Ты в зеркало посмотришься…. А там
Фильм «Зеркало» Тарковского волшебный.
И осознаешь — ты: весьма ущербный,
Изрезан сильно ножиками драм.
Изображенье в фильме таково
Что превосходит общую реальность,
Где часто всё определит банальность,
А красоты условно торжество.
Охотники идут. Горит очаг
В трактире. Сила Брейгеля известна.
У всех у нас есть собственная бездна,
Что пёстро отражается в очах.
Мы, в зеркало вступив, пройдём его,
И выйдем обновлёнными, и это
Есть мистики благое торжество,
Соединённой с перспективой света.

ДЕТСКИЙ СТИШОК

Коли в ванне ты купаешься,
То кораблики пускай,
И уж с ними наиграешься,
Наплескавши через край.

На прогулке познакомишься
С замечательным щенком.
И с весёленьким наносишься,
Только жаль не босиком.

А уроки надоевшие
Подождут — к чему они?
Дяди в школе поседевшие,
Что поведают про дни?

Разве могут видеть бабочек,
Так, как можешь видеть ты?
Больше смысла в сказках бабушек —
Смысла, правды, красоты…

* * *
Судить дизъюнкцию решили —
Давно достала — Или-или,
Мол, и не хочешь, выбирай.
Кричит — Как без меня вам жить-то?
Не соберёте даже жито,
Не жизнь вам будет — а сарай!
Так нет же, вот процесс собрали,
Усердствовали, обвиняли —
Не требуется «или» нам!
Желаем «и» во всём объёме —
И то, и то приятно в доме.
А ты — источник многих драм.
Приговорили и сослали.
Без «или» жить они мечтали,
Да выбор вдруг застопорил.
Она — дизъюнкция — смеялась.
Мол, «или» — ерунда и малость,
А без неё — утрата сил.

© Александр Балтин, 2014

произведения автора

на главную страницу