Александр Балтин

Испытание истребителей

ИСПЫТАНИЕ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

Старый бомж, стрелявший сигарету,
Омерзенье вызвал, будто бес —
Отшатнулся — подмигнувши лету,
В лесопарк ушёл, густой, как лес.
В церковь ты заходишь. Страх и трепет.
Нищим подаёшь? Душа пуста.
Эгоизм тебя, как хочет, лепит,
Что не отрицает высота.
Золота в любой довольно церкви.
Громоздится вверх иконостас.
А стереотипы, будто цепи,
К бытию приковывают нас.
Совесть развивая, кем ты будешь
В яви, что бессовестна весьма?
Солнце бьёт, как раньше, в яркий бубен.
Жизнь идёт — нам кажется — сама.
Истребители в душе найдутся —
Зла — любовь, и правда, и добро…
Испытай их… Иль милей на блюдце
Эскимо?
Тогда душа, как ров…

ДВОЙНОЕ ЧАЕПИТИЕ

1

— Торт у меня смотри какой!
На нём цветут, пестрея, розы.
Есть одному его на кой?
Оставь-ка, смерть, свои угрозы,
И приходи ко мне на чай!
И вот придёт — вполне красива.
Который, любопытно, час,
И каковы мне перспективы?
Часы стоят, и смерть молчит,
Но улыбается при этом.
Я режу торт — вот в нём лучи
Разрезов дадены сюжетом.
— Смерть, а какой тебе кусок?
С цукатами иллюзий, может?
Откуда-то звучащий Моцарт
Мне объяснить столь много смог.
Из крема розы — из надежд,
Бисквит различных упований.
Смерть молода — её надел
Из разномастных страхов ваших.
Пьём чай. И поедаем торт.
Проснёшься — вот и вся история.
Иль день судьбы сейчас не тот,
Чтоб свет постичь?
Иль свет и горе я
Уже постиг, коль снятся сны
Столь непонятной глубины?

2

Пригласил на чай. Она пришла.
— Кто придумал, что старуха? — Знаешь, —
Улыбнулась, — ты и то бываешь
Разным. Я ж легка — и тяжела.
Заварил карминно-крепкий чай.
Торт красивый. Пряники. Варенье.
— Смерть, пожалуй, ты и разливай!
Чай с тобой чудесно в день весенний
Пить — его приятен аромат.
Разлила, умильно улыбаясь.
— Коль малыш — донельзя милый заяц —
Умирает — кто тут виноват?
— Не отвечу. Мамой прихожу
Я к нему. — А к Моцарту, к примеру?
— Ангелом. — Тебя я не сержу,
Что вторгаюсь в этакую сферу?
— Нет. Я, помню, к Гофману пришла
Девушкой — он даже не поверил.
— Ну а монстром? Чтоб колокола
Били? — Только к чёрным людям времени.
— К Берии? Иль к Геббельсу? — Ну да.
Торт красивый, розами украшен.

Смерть… За ней державы, города,
Мириады судеб, тыщи башен…

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОГНЯ

Интенсивность моего огня
От высот и от низин зависит.
Мысли тяжелы порой, как висмут,
Будто крест к земле пригнут меня.
И — в такие дни едва горит
Мой огонь, и в черноту окрашен.
Впрочем, даже сумма адских башен
Свой имеет, сложный колорит.
Дни труда огонь вздымают вверх,
Он — как мощно поднятое знамя.
И тогда — ты точно человек,
И других порадуешь дарами.
Умиленье и восторг дают
Пламени красивые оттенки.
Ну а если тупики гнетут —
Гаснет… И лицом прижмёшься к стенке.
Интенсивность этого огня
Многое — как жизнь — определяет.
Не сожжёт, надеюсь я, меня,
И не зря, мечтается, пылает.

* * *
Омерзенье к написанным книгам
Равносильно ночной темноте —
Засосёт, очень сильная, мигом,
Растворишься в её пустоте.
Квант судьбы в строчки вкладывал — было,
И энергии лил керосин.
Что тебя ж сумма книг погубила
Бездной бедных идей и картин?
И глядишь на изданья, и хочешь
Уничтожить их, выдравши из
Жизни прожитой… Даром хлопочешь,
Ибо в них и была эта жизнь.

ДЕТСКИЕ РИСУНКИ

Внешнего схвативши суть, они
Не умело — сильно умиляет —
Мир изображают, он сияет
Радугою мам и папа, как дни.
Вот деревья, что легко-легко
Солнышка коснутся, чей кружочек —
Сумма жёлтых чёрточек и точек,
В принципе — как всякое лицо.

* * *
На медведе едет царь —
Будет всё у нас, как встарь —
В кулаке зажмём врагов —
Этих наглых дураков!

Глядь, а под царём-то ёж!
Как на оном усидишь?
И народ кругом — в галдёж;
Обманул нас царь, шалишь!

Власть имеющий — проверь,
Что же под тобой за зверь.
И не думай, что народ
Просто оголтелый сброд.

* * *
— Кто эти гости, Лот?
Мы не поймём, жена,
И не поймёт народ.
Суть никогда не ясна.
Нам предстоит исход —
Город будет сожжён.
— Как же возможно, Лот?
Родина наша он.
Тут я девчонкой была,
Училась готовить, прясть.
— Скорбны его дела,
Жена, тут не наша власть.
— Чья же? Ответишь, Лот?
— Погляди в небеса.
Разве Бога поймёт
Человек? Прогляди глаза
Даже не сможешь узреть.
— Скарб собирать ли, Лот?
— Скорее, надо успеть,
Прежде, чем город сожжёт
Огонь, или сера…
— Кто,
Лот, эти гости, а?
Не знаю… знаю зато,
Что правда легла в их слова.
Правда всегда тяжела,
Уходим скорей, жена.
Будет ужасной смола,
Всех уничтожит она.
— Скарб собрала я, Лот.
Кто эти гости, а?

Легенда над миром плывёт,
Но что нам её слова?

* * *
Как дед, что продолжает верить,
Что встретит и за семьдесят любовь,
Как онкопациент, который вновь
И вновь твердит себе: закрыты двери
В смердящий рак — так верю я, поэт:
Меня услышат. Глупо? Очень глупо.
Но сильно жизнь вполне живого трупа
Достала за гирлянду лет.

ПИТЕР ПАУЛЬ

1

Из рамы Рубенс будто колокол
Звучит — любовью к миру звук
Наполнен — проплывает облаком
Любви, вина — широкий круг.
И контурами эс-образными
Неистовство страстей и мук
Художник подчеркнёт — столь разными
В седой реальности разлук.
О, колорит вина и плоти
Как будто отменяет смерть.
Да, мир вещественный так плотен,
Но так легка, прозрачна твердь.

2

Дипломатии витки серьёзны,
Только с живописью не сравнить.
Живопись избыточно и грозно
Зазвучит, вас призывая — жить!
Хитрость дипломатии, извивы
Речи — изощрённы и сложны.
Это имет мало перспективы.
Рядом с живописью глубины.
Города церквей и черепицы,
Дымоходов, труб, высоких стен.
Города… Бесчисленные лица.
Жизнь сама не ведает границы —
Как она у Рубенса клубится
На холстах, каким не страшен тлен.

* * *
Викинг пьёт ромейское вино,
хоть не знает, где она — Ромея,
вкусное и терпкое оно.
Пьёт, вполне естественно пьянея.
О, вино роскошно было там,
и великолепен Базилевса —
поднимался к самым небесам —
золотой дворец, по сути бездна.
И сады вокруг него текли,
изобилье исходило соком.
Разве в золотом краю земли
можно быть несчастным? одиноким?
Викинг, ничего не зная, пьёт,
опьяненье медленно и верно.
Правды нет. История сотрёт
Всё почти. И поглядит надменно.

* * *
Процессии религиозные
Итальянские — пышные, яркие…
Будто смерти познаешь гипноз, и
не забудешь глаза её жаркие.
Статуя Девы Марии,
вся в цветах и лучах.
И свечи горят — как живые
души.
Здесь трепет и страх.
Огромные эти свечи
горят и роняют воск.
И плавится тем, что не вечен
мой бедный мозг.

* * *
Соль агрессии в младенце —
Всё кидает, всё крушит.
Жёваное полотенце
На пол к шарикам летит.

Агрессивное начало
Вверх людей тянуло что ль?
А добро не ночевало
В дебрях наших тёмных воль…

Иль добро — вообще придумка?
Сострадание… и прочь…
Мысли грешные придурка-
Автора сошли бы в ночь.

* * *
Я неудачно прожил жизнь —
В её ранжиры не внедрился,
Не преуспел на поле лжи,
На поле денег не косился.
Любил смотреть на облака,
Гулять в лесу, сидеть у пруда…
И жить пределами стиха,
Где в строчках — высверк изумруда…

* * *
А в этом каменном дворе
Стояла старая Победа,
Какую о любой поре
Чинил алкаш. Подобье бреда.
В сей двор сходил из моего
По гулкой лестнице железной.
Справляла осень торжество
Цветною и роскошной бездной.
А в лавке овощной гремел
Картофель, коль ссыпали в жёлоб.
На полке синевато-жёлтой
Морковь и лук. Я лук не ел.
С Наташей Раввикович я
Ходил гулять. Шуршали листья.
В каких проулках бытия
Её встречает осень лисья
Теперь? Попробуй, угадай.
Наташино лицо не вспомню.
Иду дворами — детский рай
Вернуть мечтая, оным полный.

РОДЕН

Мрамор лёгок, будто воск — звучит
Плавностью и перевивом линий.
Сколь Мыслитель сможет без молитв
Тайны разгадать небесной сини?
Так, любовь гармонию даёт,
Что попрать тиран — и тот не сможет.
Мрамор зазвучит, как дивный Моцарт,
Обеспечивши душе полёт.

* * *
В груди, как раненая рыба,
Вдруг сердце ворохнётся больно.
Что жив пока — скажи спасибо,
Пугаться боли — не достойно.
Тем боле, рыба исчезает,
Как будто и не трепыхалась.
Однако, жёстко полыхает
Куст мысли — сколько мне осталось…

* * *
На лодке, взятой напрокат,
Екатерининского парка
Объехать пруд, — почти назад
Вернуться в детство. Было ярко.
Я тут неподалёку жил,
Парк был хоть не таким — похожим.
Теперь свой опыт, что скопил,
Несу по линиям дорожек.
И вдруг увижу я себя —
Малыш гуляет с мудрым папой.
И по тропинке водит палкой,
Отцову руку теребя…

* * *
Слева, где сердце
Будет болеть.
Чёрная дверца —
Белая смерть.
Слева, где сердце
Боль тяжела.
Было же детство,
Юность была…
Чёрная дверца,
Белая смерть.
Слева, где сердце —
Отзвуком — твердь.

* * *
Сок вечности и ветчина…
Последнюю нарезав, долго
Обедаешь… Стакан вина.
Нет опьяненья — мало толка.
Сок вечности сколь даден в нас?
Его не перепутать с кровью.
Когда на жизнь взираешь кротко,
Печален будет твой рассказ.
Закатно в золотистый бьёт
Весьма огромный бубен солнце.
В стакан вина герой нальёт,
И выпьет. После рассмеётся.
И тут же резко загрустит.
Сок вечности непостижимый.
И кровь предательски гудит —
Ты временный.
Когда не мнимый.

ТАНЕЦ С ПАМПЕРСОМ

Танец с памперсом малыша —
Только выкупали младенца,
Ускользнул он из полотенца,
И смеётся, шустрый, спеша, —
Памперс чистый он ухватил,
Им размахивает, веселится.
До чего же он, беленький, мил.
И улыбка способна светиться.
Одеяла, в них скачет малыш.
Умиленье отцу заливает
Душу чистым составом, как тишь.
И реальность, как будто сияет.

* * *
На него глядит, столь удивлён.
— Кто вы? — Ваш двойник. — Ответ смущает.
Достоевского как будто фон
Данность предлагает. Поражает.
На мосту стоял, глядевши вниз —
Как вода струится синей лентой,
Поднял голову, изъятый из
Одинокой дымки… вряд ли лестной.
— Кто вы? — Я ответил: ваш двойник.
— Пригласить на чай? — Не знаю, право.
У оригиналов не привык
Я гостить. — Ответ звучит лукаво.
Вот идут по городу они.
Вот в витринах манекены.
Ясно.
— Знаешь, мне давно постыли дни.
Слабо верю в то, что жизнь прекрасна.
Обернулся. Где ж его двойник?
Вон меж манекенами. Улыбка.
Сумерки. Ты к ним весьма привык.
Сумеречна каждая ошибка.

* * *
Моя вина — раскаянья казна.
Я на него покуда не решаюсь.
И из меня растёт моя вина.
К небесным граням мира приближаясь.
А ежели меня перерастёт,
Как буду дальше длить существованье?
Мне зла и крови непонятен код
Во мне — как чёрной бездны притязанья.

* * *
За плотным мороком икон,
Свечей, мощей, иконостасов
Сокрытый Бог… О, где же он?
И кто церковной явью спасся?
Кадилом толстомясый поп
Вновь машет…
Заземляет служба
Любой порыв — покорны чтоб
Все были — церкви это нужно.
Предметную отринув тьму,
Вы распрямите души к свету.
Воцерковлён — тогда тону
В пустейшей толще, хуже нету.

ОБОГНАТЬ МАЛЫША

Со спящим малышом коляска,
Отец, толкающий вперёд.
… и вот сюжетец, чья развязка
Сколь интересна? Кто поймёт?
Девчушка на велосипеде.
И мама: Обогнал малыш, —
Ей говорит. — Он быстро едет
Обгонишь, если поспешишь!
И девочка: Скорее, мама,
Ну, помоги мне обогнать!
И чуть не плачет — будто яма
Грозит, какой не миновать.
— Крути педали побыстрее!
— Мне никогда не победить!
Отец — ему не по идее,
По сути — некуда спешить,
Замедлил ход и обернулся.
— Ну, поднажми. Обогнала.
И никому он улыбнулся.
А девочка была мила.
Такой малыш есть у любого,
Которого не обогнать, —
Отец подумал…
Словно Слово
Сияло солнце, что не ново,
И ново — каждый день — опять.

ОЩУЩЕНИЕ СЕРЕБРА

Беловато серебро мерцает,
Тусклые монеты хороши.
Ощущенье счастья мне подарят,
Но оно едва ли для души.
Серебро добра когда не имешь —
Преуспеешь в мире. Дважды два.
Но навряд ли радостью обнимешь
Мир, где так не ценятся слова.
Серебро души сколь ощущаешь?
Душу как способен ощущать?
И монеты снова созерцаешь.
Знать, совсем душа твоя нища.
Впрочем, нищета души способна
Вывести к отменным рубежам.
Голомордый грех зевнул утробно —
Так ему не подчиняйся сам.

* * *
Господи, помилуй Николу…
Надпись на могильном старом камне.
Неужели Пиросмани славный
Тут лежит — в кладбищенском углу?
Соком, супом жизни и вином
Пёстрые текли его картины.
Нищета засасывала — в том
Есть ли глубина? Нужны глубины.
Переулком вечности бредёт
Пиросмани — и с грузинским схож он.
Нам не представимое ведёт
Солнце, коль землёю жадно сожран
Замечательный художник был.
Может быть, нашли его могилу.
Господи, помилуй… Нагрузил
Даром, но не дал земную силу.

ИСТОРИЯ ДУКАТА

Он появляется, играя
Весёлой каплей золотой.
История за ним живая,
Дукат насыщен ей — густой.
Цехин в Венеции зовётся,
Не так, чтоб очень был красив.
Но жарко вспыхивал на солнце,
Суля струенье перспектив.
Монета в сто дукатов давит
Громоздкой массою своей.
Богатство вряд ли Бога славит,
Привязанность к нему сильней.
Вот Мюнстера дукат отменный,
Вот Зальцбурга — вполне хорош.
История вам несомненной
Предстанет — правда оной, ложь.

ИЗ ЖИЗНИ БОМЖЕЙ

Из помойки вытянуть пакет…
Из пакета выбравши объедки,
Двинуться в подвал — тепло и свет.
Голые на фоне неба ветки.
Был когда-то дом, была жена.
Только разлетелись жизни листья.
Даже думать — в чём его вина
Неохота. Ясно — нечем бриться.
Бородат, патлат, не мыт и пьян,
Что угодно подойдёт — напиться.

Что бомжи есть — наших душ изъян.
Многие ль готовы согласиться?

* * *
И дождь, и солнце. Эта сумма
Близка в июле к нежной сути
Июля, и под козырьком
Колбасной лавки пережду я,
Ничем, конечно, не рискуя,
С июльским дождиком знаком.
Гляжу на сеточку… Мерцает,
И мини-лужами мигает
Асфальт — чернеющий, как нефть.
И зелень ярусами плавно
Слоится… И ребёнок в плаванье
Отправит щепку — как же славно,
Как будто бед на свете нет.

* * *
Доброй ночи, предметы быта!
Сковородки, как бубны, тарелки старые.
Серебро столовое чисто вымыто,
Нож, что чудесно резал сало мне.
Доброй ночи, квартира, белые шторы,
Шкаф в узорах — виноградные листья,
Буфет массивный, в детстве который
Так занятен был.
Детство проходит быстро…
Доброй ночи, предметы! И вам деревья,
Дом соседний, где жизней различных много,
Двор, в котором дневного довольно движенья —
Без него и в жизни не будет толка.
Доброй ночи, троллейбусы и трамваи,
Крыши, небо тёмное, звёзды пушистые.
Мирозданье, планеты, их плоть живая.
Доброй ночи, мечтанья мои золотистые…

* * *
Много съел под бабушкины сказки
Малышок.
В окне сиял июль.
Где-то автосервис, запах смазки,
Где-то воздух рвётся суммой пуль.
Вот туристы возле водопада,
Мощно низвержение воды.
Из метафизического сада
Выходить совсем не хочешь ты.
А, Семирамидино богатство!
И Лапута мимо пролетит.
Но со злом не следует брататься —
Хоть сие и многим предстоит.
Много съел под бабушкины сказки
Малышок — глазёнки глубоки.
А зимой узнает и салазки,
Ничего не зная про стихи.

* * *
Жук в меня ударил, будто выстрел,
И с велосипеда я упал,
Скоростью разгорячённый быстрой.
Мир вокруг меня качался ал.
Где же этот жук? Я поднимаюсь,
Еду дальше мимо майских дач.
К взрослой жизни сколь изводит зависть?
Я ещё не знаю неудач.
Жук жуков — царя воображаю,
Улыбаясь, еду снова я.
А ещё и не вонзали жало
В сердце мне кошмары бытия.

* * *
За пределами форм — иные,
Представимые нам едва.
Мировые иерархИи
Разве выразят наши слова?
Ощущаешь присутствие только
Еле-еле, варясь в суете.
Ощущения без — мало толка
В жизни — будто идти в пустоте.

* * *
На асфальте цветными мелками
Кто-то хрюшек нарисовал.
Будто детство всегда рядом с нами,
Цвет его и сиренев, и ал.
Замечательно смотрятся хрюшки —
Пятачки, завитушки хвостов.

Всю бы жизнь проиграл я в игрушки,
И не тратил бы попусту слов.

* * *
Курчавые тени от сетки
Спортивной площадки. Асфальт.
Двор старый. Зелёные ветки.
Площадка — изъятый азарт:
Поскольку пустует сегодня.
Журчит серебристый фонтан.
Ответишь, сколь жить превосходно?
Коль нет, то в сознанье изъян.

* * *
С растрёпанною бородою
Седою поп идёт, и с ним
Старуха ветхая с клюкою:
— Прощай своим, прощай чужим.
Я слышу краем уха речи.
Он к роскоши церковной, ко
Свечной торговли — денег реки —
Понять, взглянув, совсем легко —
Не имет отношенья вовсе.
Он стар, и беден, и терпел.
И в вечной слов крепчайшей окиси
Нашёл, что сердцем захотел.

* * *
Каша манная бела, как сахар,
Подсласти действительно её.
Каша, как своеобразный якорь —
Дом и быт, и сытость есть ещё.
Гречневая славная дымится,
Ну а утром ем овсянку я.
Каша — пища, символ и традиция
Скромного, как речка, бытия.

* * *
Пот течёт в жару, как будто пальцы
Чьи-то трогают твоё лицо.
Будто неизвестные скитальцы
Взяли плотно жизнь твою в кольцо.
Не поговоришь, и пот струится.
Только настоящее в цене,
Подтвердила на окошке птица —
Я не разобрал какая — мне.

© Александр Балтин, 2014

произведения автора

на главную страницу