Александр Балтин

...без права

* * *
Так вот жизнь прошла твоя — без права
Быть в литературе, ты — поэт.
Видишь гроздь талантов — слева? Справа?
Нет, не вижу. Правильно — их нет.
Есть администраторы, проныры,
Экспериментаторов полно,
Женщин-рукодельниц… Вижу дыры
Лауреатов. Пью своё вино.
Подлинное загнано в подполье,
Там талантов множество найдёшь.
Видимо, совсем не в нашей воле
Отделить от правды ложь.

ЦЕПОЧКА

1
А жизнь всерьёз воспринимая,
Какой получишь результат?
Небес огонь, не прогорая,
Собой опровергает ад.

2
Хоть какое-то хотел знаменье
В жизни получить, и ждал, и ждал.
А другой в лесу своём коренья,
Не без пользы — мерно собирал.

3
Стучит хвостом о пол собака,
Я улыбаюсь ей в ответ.
А вся ли жизнь — подобье знака?
Вопрос повис. Ответа нет.

4
Втянут в жизнь рожденьем,
Смертью вынут из.
И одним мгновеньем
Оказалась жизнь.

5
Собранное растратить
Жалко. Так рвётся нить.

Всё же должно же значить
Нечто — понятье: жить…

КНЯЗЬ ВЯЗЕМСКИЙ

В халате у стола он пьёт коньяк,
Пьянея, Пушкина припоминает,
И сочиняет, строчки собирает
В стихи, не победит какие мрак.
Пусть самовар всегда тепло сулит,
Пусть пишет письмена метель, играя.
Уходит жизнь, и сочинять велит,
Смерть суммой строк литых опровергая.
Сколь сладко опьяненье, столь оно
Недолго, трезвость часто неприятна.
В посмертный мир не отворить окно,
И не вернуться через дверь обратно.

МАТЬ ТИРАНА

Качала, на руках носила,
Был хилый, маленький малыш.
Откуда дьявольская сила
В его души проникла тишь?
Она старуха. Он как будто
Повсюду, и настолько он
Велик, что ей чрезмерно жутко,
И смертный не приходит сон.

* * *
Плохо видящий, ранимый Дельвиг…
На газету не хватает денег,
Силы есть для жизни и стихов.
Снег идёт. И хорошо бы пунша.
Новые стихи послушать Пушкина…
А потом — в пространство пёстрых снов.

* * *
Штабс-капитан зевает крепко,
В окошке виден огород.
Что лучше — свёкла или репка?
15, допустим, год
Век девятнадцатый в начале.
Штабс-капитан зевает, вял.
Быть может рому? От печали
Врачует огненный кристалл.
Иль сочинить стихи? Соседу
По нраву плавные стихи.
К нему я вечером поеду,
День прогорая от тоски.
Штабс-капитаном я когда-то
Был что ли? Прошлое коплю.
Святой Россию и косматой —
Любою я её люблю.

10 ФЕВРАЛЯ

Чёрная мистика Чёрной
Речки. Крупитчат снег.
Жизнь получилась полной
Многим… Прощаться с ней…
Тяжелы пистолеты,
Бред интриги тяжёл.
Золотого бы света
Дал избытком глагол!
Выстрел грядёт, от какого
Заплачет сам демиург.
Жрецу верховному — слова,
Предстоит много мук.
Кровь на снегу. Деревья
Чёрные. Всё черно.
Суета и движенье.
Крупное снега зерно…

* * *
Жён-мироносиц ослепил почти —
Сознанья их меняя — белый ангел.
Казалось им — мир по Иисусу плакал,
А тут играли суммами лучи.
Речь музыкой звучала — Что искать
Средь мёртвых навсегда живого?
Света
Избыточно — как в бездне неба, как
В пространстве неизвестном… где-то… где-то…

МИСТИКА МУЗЕЕВ

Музейной музыке внимая —
Тут есть симфонии и есть
Адажио, в которых весть
Былого, нот роскошных маки —
Иным становишься ты сам.
Вот мистика Египта дышит,
А вот Средневековый сад —
Отчасти зрел, отчасти дымчат.
Сонаты современных тем,
Где техника сложна донельзя.
То — непонятное совсем.
Тот мастер мне весьма любезен.
Музейный храм, музейный парк,
Великолепие музеев.
Мир ценностью сюда попал —
Для мудрецов и ротозеев.

ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ

Он худ и заострён, его питанье
Акриды с мёдом диким — таково.
Он чувствует небесное дыханье,
А более не надо ничего.
Имеет ли крестить благое право?
Иисус решает сам. Что может смерть?
Открыта Иоанну величаво
Огромной лестницей сияний твердь.

* * *
В костёле полумрак и свечи,
И ощущенье высоты.
К латинской припадаешь речи,
Куски молитв услышав ты.
Нет службы. Несколько людей — и
Сквозит сплошная высота.
Как будто ощутил на деле —
Насколько жизнь твоя — не та.

* * *
Бог не заслуживает веры…
Молчанье вечное его
Гнетёт давленьем атмосферы.
Кругом молчанья торжество.
Ты просто не дорос до речи
Божественной — она везде —
И в плеске золотистой речки,
И в силе, даденной звезде.
Притом и веры — очень мало,
Но — знание о Боге есть —

Как сокровенное начало
И духа подлинная весть.

* * *
Художник долго пробовал
Крестителя писать.
Фактуру видел плотную
Былого, небеса.
Не шло, не получалось — и
Отчаивался он.
Пускай грешно отчаянье,
Поддаться не резон.
И ночью раз по лунному
Креститель — жив и свят —
Вошёл… — Да ты не умер? Ты
Живой?
В сознанье сад.
Креститель улыбается.
Художник — сразу в труд.
И будто сам меняется
Внезапно мастер тут.
— А… умирать не страшно ли?
Свиреп, поди, палач… —
Крестителя расспрашивал.
— Смерть — интересный пласт.
Боль отпускает многое
Содеянное тут.
Художника итоги — и
Им пройденный маршрут.
К утру картина светится,
Настолько хороша.
Художнику не верится,
Ликует в нём душа.

* * *
Хрупок ледок, по какому идёшь,
Пусть ничего больше в жизни не ждёшь.
Хрупкость давно осознал, как предел
Существования в области тел.
Будь посему осторожен — в саду
Зимнем, что тронешь — ему на беду.
Бьётся ледок, разлетится ледок.
В смерти насколько любой одинок?
Ранее смерти, увы, не понять.
Будь осторожным — нельзя же играть
Жизнями — равно словами, — мой друг,
Коли так хрупко, что дали вокруг.

ПОХОРОНЫ
В ВЕНЕЦИИ

Изящны дамы, как само
Изящество…
Сверкает лаком
Гроб…
А в Венеции зимой
Мир дан подчёркнуто двояким.
Рябит вода, она светла,
Сереет, иногда синеет.
А сколько за века смогла
Отображений — кто сумеет
Их подсчитать? — собрать она…
Моторка траурная ждёт вас.
Процессия. Она черна.
Всё траурное гроба возле.
Путь в город мёртвых по воде.
Гудит мотор, жизнь непрерывна,

Но тайны оной, и т. д.
Понять вполне бесперспективно.

© Александр Балтин, 2014

произведения автора

на главную страницу